Потребности — отражение в сознании человека его нужд в
чем-либо. Без удовлетворения нужды человек не может существовать как живой
организм. Есть материальные
потребности и духовные. Духовные потребности подразделяются на: - нравственные; - эстетические; - интеллектуальные. Потребности решающим
образом определяют личность. Темперамент — выраженная интенсивность внешнего проявления
эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, волевых свойств человека,
во многом обусловливающих его поведение, отношение к окружающей
действительности, адаптацию к постоянно меняющимся условиям внешней среды, к
экстремальным ситуациям. Различают ряд
характеристик темперамента: сензитивность, реактивность, активность, темп
реакций, пластичность, ригидность и др. Сензитивность характеризуется минимальной силой внешнего
воздействия, необходимой для возникновения психической реакции. Реактивность отражает степень реакции на одинаковые раздражители. Активностью называют деятельность человека, связанную с воздействием
на окружающий мир и преодолением препятствий. Темп реакций отражает скорость протекания психических реакций
(скорость движения, темп речи, находчивость, быстрота реакции). Пластичность и
ригидность характеризуют легкость или
затрудненность приспособления человека к окружающей среде, Наиболее раннюю классификацию
темпераментов дал Гиппократ в V веке до н.э., выделив холерический, сангвинический,
флегматический, меланхолический типы. Холерик отличается быстрыми и сильными чувствами, эмоциональной
возбудимостью, вспыльчивостью, энергичностью, подвижностью, выразительностью
жестов и мимики. Флегматики уравновешены, спокойны, медлительны, трудно переключаемы. Меланхолики робки, застенчивы, ранимы, склонны к пессимистическому
взгляду на жизнь, легко утомляются и плохо привыкают к новым условиям жизни. Сангвиник характеризуется большой активностью, общительностью,
живостью, легкой адаптацией, психической выносливостью, оптимистическим
отношением к жизни. И.П. Павлов раскрыл
физиологическую сущность различных типов темперамента. Им было выделено три
основных свойства процессов возбуждения и торможения: > сила; > уравновешенность; > подвижность. На основании этого и
построено учение о типах нервной системы. По И.П. Павлову выделяют четыре типа высшей нервной деятельности. Безудержный тип — сильный, неуравновешенный, подвижный.
Возбудимость преобладает над торможением (соответствует холерику). Живой тип — сильный, уравновешенный, подвижный (соответствует
сангвинику) Спокойный тип — сильный, уравновешенный, но инертный (соответствует
флегматику), Слабый тип — неуравновешенный, инертный, слабый (соответствует
меланхолику). Эти типы могут
сочетаться друг с другом. Предпринимались попытки
проанализировать связь темперамента и некоторых свойств характера с
особенностями телосложения человека. Э. Кречмер отмечал, что
люди с атлетическим телосложением отличаются сильной волей, повышенной
агрессивностью; с пикническим — добродушием и доброжелательностью; с
астеническим — ранимостью, малой общительностью, склонностью к абстрактным
видам деятельности. Известна классификация
Шелдона, определяющая связь некоторых психических свойств личности со
строением лицевой части черепа. Например, выступающие лобные отделы
(церебральный тип) могут сочетаться чаще всего со склонностью к рассудительной
деятельности; выступающая средняя часть лицевого черепа означает значительное
влияние инстинктов на жизнь человека; массивный подбородок может говорить о
наличии у человека сильной воли, агрессивности и целеустремленности. К. Юнг выделил экстравертированный
и интравертированный типы личности. Экстраверты общительны,
словоохотливы, подвижны, оптимистичны, импульсивны. Интроверты же в большей
степени ориентированы на свой внутренний мир, малообщительны, любят порядок,
ценят этические нормы. На основании
темперамента под влиянием воспитания формируется характер, особенно важны
волевые свойства. Характер — это сочетание наиболее устойчивых
особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении человека
и определенном отношении к окружающей действительности, к самому себе. Характер
— это качество личности в целом. Важное значение для
определения социальной значимости личности имеют свойства характера. В значительной
мере черты характера вырабатываются в процессе онтогенеза под влиянием социальных
факторов. Можно выделить четыре
основные черты характера. 1) отношение личности к другим людям и к обществу в
целом; 2) отношение к своему
общественному долгу; 3) отношение к самому себе; 4) проявление волевых
качеств. Социальная структура
личности характеризуется, прежде всего, направленностью личности и ее
способностями, позицией и притязаниями. Направленность личности — совокупность доминирующих интересов,
потребностей, идейных и практических установок. Различают уровень
(общественную значимость) направленности и ее формы (влечения, желания,
интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения). Позиция личности — определенное положение, которое личность
занимает в системе доступных ей социальных отношений. Она проявляется в
социальных ролях, которые человек выполняет в различных общественных группах и
ситуациях (в семье, производственном коллективе и т.д.). Притязания личности — те роли, которые она считает для себя
возможными и желанными, и результаты (цели), которые она хотела бы достичь. Особенная
и непохожая на других личность в полноте
ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность выражается в наличии
разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою
мы доказываем, утверждаем. Мотивация,
темперамент, способности, характер — основные параметры индивидуальности. Направленность
—
важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека
как общественного существа, главные тенденции его поведения. Потребность
—
испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития. Мотивы —
связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к
деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?» Мотив
предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны
удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее
удовлетворению. Мотивация
—
относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов. Темперамент
— характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его
психической деятельности. Способности
— психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо
одной или нескольких видов деятельности. Характер
— совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств — отношений человека
к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. Эмоциональность
—
совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и
прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциоген-ным
ситуациям. Активность
— мера
взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность,
продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода. Саморегуляция
—
регуляция субъектом своего поведения и деятельности. Побуждения
— мотивационный
компонент характера. Воля —
потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих
психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствии,
для совершения целенаправленных действий и поступков. Личность
— это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и
самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением
пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний,
содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации
деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру
ответственности за их последствия перед природой. Личность
получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и
характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным,
творческим, коммуникативным и художественным. Иерархическая структура личности (по К.К.
Платонову):
Краткое название подструктуры
|
К данной подструктуре относятся:
|
Соотношение биологического и социального
|
Подструктура направленности
|
Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы,
интересы
|
Социальный уровень (биологического почти нет)
|
Подструктура индивидуального опыта
|
Умения, знания, навыки привычки
|
Социально-биологический уровень (значительно
больше социального, чем биологического)
|
Подструктура форм отражения, индивидуальных
особенностей психических процессов
|
Особенности познавательных процессов
(мышление, память, восприятие, ощущение, внимание); особенности эмоциональных
процессов (эмоции, чувства)
|
Биосоциальный уровень (биологического больше,
чем социального)
|
Подструктура биологических, конституциональных
свойств
|
Скорость протекания, нервных процессов,
балланс процессов возбуждения и торможения и т. п.; половые, возрастные
свойства
|
Биологический уровень (социальное практически
отсутствует)
|
Таким
образом, личность — не только объект и продукт общественных отношений, но и
активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность
есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного,
исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личность
не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом
ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что
проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и
самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление
некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и
саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь
активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу
иначе. Быть
личностью — значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней
необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них
перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит
постоянно строить самого себя и других, владеть
арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным
поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это
значит обладать свободой выбора и нести ее бремя. Контрольные
вопросы 1.
Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия. 2.
Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность» и
«индивидуальность». 3.
Что входит в структуру личности? 4.
Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности
5.
В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?
|