Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Личность. Структура личности.

Потребности — отражение в сознании человека его нужд в чем-либо. Без удовлетворения нужды человек не может существо­вать как живой организм.

Есть материальные потребности и духовные. Духовные потреб­ности подразделяются на:

- нравственные;

 - эстетические;

 - интеллектуальные.

Потребности решающим образом определяют личность.

Темперамент — выраженная интенсивность внешнего прояв­ления эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, во­левых свойств человека, во многом обусловливающих его поведе­ние, отношение к окружающей действительности, адаптацию к по­стоянно меняющимся условиям внешней среды, к экстремальным ситуациям.

Различают ряд характеристик темперамента: сензитивность, реак­тивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность и др.

Сензитивность характеризуется минимальной силой внешнего воздействия, необходимой для возникновения психической реакции.

Реактивность отражает степень реакции на одинаковые раз­дражители.

Активностью называют деятельность человека, связанную с воз­действием на окружающий мир и преодолением препятствий.

Темп реакций отражает скорость протекания психических реакций (скорость движения, темп речи, находчивость, быстрота реакции).

Пластичность и ригидность характеризуют легкость или за­трудненность приспособления человека к окружающей среде,

Наиболее раннюю классификацию темпераментов дал Гип­пократ в V веке до н.э., выделив холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический типы.

Холерик отличается быстрыми и сильными чувствами, эмоцио­нальной возбудимостью, вспыльчивостью, энергичностью, подвижно­стью, выразительностью жестов и мимики.

Флегматики уравновешены, спокойны, медлительны, трудно пе­реключаемы.

Меланхолики робки, застенчивы, ранимы, склонны к пессимис­тическому взгляду на жизнь, легко утомляются и плохо привыка­ют к новым условиям жизни.

Сангвиник характеризуется большой активностью, общительно­стью, живостью, легкой адаптацией, психической выносливостью, оптимистическим отношением к жизни.

И.П. Павлов раскрыл физиологическую сущность различных типов темперамента.

Им было выделено три основных свойства процессов возбуж­дения и торможения:

>   сила;

уравновешенность;

 >  подвижность.

На основании этого и построено учение о типах нервной си­стемы. По И.П. Павлову выделяют четыре типа высшей нервной деятельности.

Безудержный тип — сильный, неуравновешенный, подвижный. Возбудимость преобладает над торможением (соответствует холе­рику).

Живой тип — сильный, уравновешенный, подвижный (соответ­ствует сангвинику)

Спокойный тип —  сильный, уравновешенный, но инертный (со­ответствует флегматику),

Слабый тип — неуравновешенный, инертный, слабый (соответ­ствует меланхолику).

Эти типы могут сочетаться друг с другом.

Предпринимались попытки проанализировать связь темперамен­та и некоторых свойств характера с особенностями телосложения человека.

Э. Кречмер отмечал, что люди с атлетическим телосложением отличаются сильной волей, повышенной агрессивностью; с пикни­ческим — добродушием и доброжелательностью; с астеническим — ранимостью, малой общительностью, склонностью к абстрактным видам деятельности.

Известна классификация Шелдона, определяющая связь некото­рых психических свойств личности со строением лицевой части черепа. Например, выступающие лобные отделы (церебральный тип) могут сочетаться чаще всего со склонностью к рассудительной деятельности; выступающая средняя часть лицевого черепа означа­ет значительное влияние инстинктов на жизнь человека; массив­ный подбородок может говорить о наличии у человека сильной воли, агрессивности и целеустремленности.

К. Юнг выделил экстравертированный и интравертированный типы личности.

Экстраверты общительны, словоохотливы, подвижны, оптимистичны, импульсивны.

Интроверты же в большей степени ориентированы на свой внут­ренний мир, малообщительны, любят порядок, ценят этические нормы.

На основании темперамента под влиянием воспитания форми­руется характер, особенно важны волевые свойства.

Характер — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении чело­века и определенном отношении к окружающей действительности, к самому себе. Характер — это качество личности в целом.

Важное значение для определения социальной значимости лич­ности имеют свойства характера. В значительной мере черты ха­рактера вырабатываются в процессе онтогенеза под влиянием со­циальных факторов.

Можно выделить четыре основные черты характера.

1)  отношение личности к другим людям и к обществу в целом;

2) отношение к своему общественному долгу;

3)  отношение к самому себе;

4) проявление волевых качеств.

Социальная структура личности характеризуется, прежде всего, направленностью личности и ее способностями, позицией и притя­заниями.

Направленность личности — совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Раз­личают уровень (общественную значимость) направленности и ее формы (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоз­зрения, убеждения).

Позиция личности — определенное положение, которое лич­ность занимает в системе доступных ей социальных отношений.

Она проявляется в социальных ролях, которые человек выпол­няет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, про­изводственном коллективе и т.д.).

Притязания личности — те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которые она хотела бы достичь.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Мотивация, темперамент, способности, характер — основные параметры индивидуальности.

Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?» Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности — психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.

Характер — совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств — отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Эмоциональность — совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциоген-ным ситуациям.

Активность — мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

Побуждения — мотивационный компонент характера.

Воля — потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствии, для совершения целенаправленных действий и поступков.

Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

 

 

 

 

 

 

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):

 

Краткое название подструктуры

 

К данной подструктуре относятся:

 

Соотношение биологического и социального

 

Подструктура направленности

 

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

 

Социальный уровень (биологического почти нет)

 

Подструктура индивидуального опыта

 

Умения, знания, навыки привычки

 

Социально-биологиче­ский уровень (значи­тельно больше соци­ального, чем биоло­гического)

 

Подструктура форм отражения, индиви­дуальных особенно­стей психических процессов

 

Особенности познавательных процессов (мышление, память, восприятие, ощущение, внимание); особенности эмоцио­нальных процессов (эмоции, чувства)

 

Биосоциальный уровень (биологи­ческого больше, чем социального)

 

Подструктура биологических, конституциональных свойств

 

Скорость протекания, нервных процессов, балланс процессов возбуждения и тормо­жения и т. п.; половые, возрастные свойства

 

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

 

Таким образом, личность — не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.

Быть личностью — значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.

2. Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «лич­ность» и «индивидуальность».

3. Что входит в структуру личности?

4. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности

5. В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?

Категория: Психология | Добавил: Liliya (22.09.2013)
Просмотров: 1359 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]