8. Личность.
Структура личности. Личность Самое изумительное, из
того, что создала природа, — это личность человека. Гёте Понятие «личность»
многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии,
социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук
изучает личность в своем специфическом аспекте. Личность человека чрезвычайно
сложна и уникальна. Существует множество
классификаций личности и теорий ее структуры. Личность — это совокупность психобиологических и социально-психических
особенностей конкретного человека, живущего в определенных
социально-исторических условиях; это человеческая индивидуальность, выступающая
как субъект познания и преобразования мира. Личностью мы становимся под влиянием жизни в
обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Один из наиболее популярных в
отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г.
Ананьевым. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид,
субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько толкований.
Прежде всего, индивид — это человек как
единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается
биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для
обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как
социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не
отрицается биологическая сущность человека. Человек
как индивид обладает определенными свойствами (рис.).
Ананьев выделял первичные и вторичные
свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие
как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой
диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также
индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные
особенности (особенности сложения
тела), нейродинамические свойства
мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность
первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику
психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою
очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и
задатки человека. Другое понятие, характеризующее человека как
объект реального мира, — «личность».
Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В
частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и
сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное
свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и
другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека
как социальное существо (рис. 1.2). В рамках данного понятия
рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Структура понятия «личности» по Б.Г. Ананьеву
Следующее
понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает
промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект
деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную
сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в
качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как
социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны
без деятельности.
Главной чертой
человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является
сознание. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию
окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким
образом, субъект — это индивид как
носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Индивидуальность
— это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей
конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и
неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой
индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются
I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие
условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность
проявлений индивидуальности. Таким
образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных
объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый
характер и отражает его природную и социальную сущность.
Структура личности по Б.Г. Ананьеву. Быть личностью — это
значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и
средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить
его своей власти. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее
духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений,
убеждений, в различиях темперамента и характера. Индивидуальность свою человек
доказывает, утверждает. Мотивация, темперамент, способности, характер —
основные параметры индивидуальности. Структура личности включает в себя: 1) способности и
потребности; 2) интересы, убеждения, направленность личности; 3) темперамент и характер; 4) волевые качества и др. Все вместе это является
тем «сплавом», в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой
и проявляются в единстве. Способности — это индивидуально-психологические свойства
личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности. Можно говорить об общих
способностях {хорошо развитой памяти, мышлении, внимании) и о частных
(индивидуальных), таких, как хороший глазомер, музыкальный слух, способность
рисовать, петь, танцевать и т.д.). У каждого человека есть
определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же
человека развиты по-разному. Природные задатки
развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их
развития в процессе воспитания. Способности обеспечивают быстроту овладения
знаниями, умениями и навыками.
Для формирования
личности важно развитие не только способностей, но и потребностей.
|