Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Личность. Структура личности.


8.

Личность. Структура личности.

Личность

Самое изумительное, из того, что создала природа, — это лич­ность человека.

Гёте

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д.

Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна.

Существует множество классификаций личности и теорий ее структуры.

 

Личность — это совокупность психобиологических и социаль­но-психических особенностей конкретного человека, живущего в определенных социально-исторических условиях; это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобра­зования мира.

Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изуче­нию человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: инди­вид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя че­ловеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис.).

Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определен­ному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности  (особенности сложения тела),    нейродинамические свойства мозга, особенности функ­циональной геометрии больших по­лушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вто­ричные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темпера­мента и задатки человека.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некото­рые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельно­сти и общении. Есть и другие толко­вания этого понятия, но все они схо­дятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социаль­ное существо (рис. 1.2). В рамках дан­ного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способ­ности и характер.

Структура понятия «личности» по Б.Г. Ананьеву


Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежу­точное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятель­ности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность че­ловека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

 


Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. В свою очередь, способность со­знательной деятельности по преобра­зованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъ­екта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обла­дающий способностью к деятельности.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнооб­разие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую ва­риативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

 

Структура личности по Б.Г. Ананьеву.

Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью кото­рых можно овладеть собственным поведением, подчинить его сво­ей власти. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «ин­дивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разно­го опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера. Индивидуальность свою человек доказывает, утвержда­ет. Мотивация, темперамент, способности, характер — основные па­раметры индивидуальности.

Структура личности включает в себя:

1) способности и потребности;

2)  интересы, убеждения, направленность личности;

3) темперамент и характер;

4)  волевые качества и др.

Все вместе это является тем «сплавом», в котором все состав­ляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.

Способности — это индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности.

Можно говорить об общих способностях {хорошо развитой памяти, мышлении, внимании) и о частных (индивидуальных), та­ких, как хороший глазомер, музыкальный слух, способность рисо­вать, петь, танцевать и т.д.).

У каждого человека есть определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же человека развиты по-разному.

Природные задатки развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспи­тания. Способности обеспечивают быстроту овладения знаниями, умениями и навыками.

Для формирования личности важно развитие не только спо­собностей, но и потребностей.

Категория: Психология | Добавил: Liliya (22.09.2013)
Просмотров: 1818 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]