Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Потребностно-мотивационная сфера

11.

Потребностно-мотивационная сфера

Потребности, мотивы, цели

Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознаваемое и пережи­ваемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потреб­ности — это желания. Их человек может сформулировать, для реали­зации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энер­гичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Давайте задума­емся, как много желаний переполняет каждого из нас; хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хо­чется, чтобы тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие характерные желания, а сколько мелких преходящих желаний! И все они толкают нас на те или иные действия или поступ­ки. Препятствия на пути их удовлетворения становятся причиной меж­личностных столкновений, особенно если сталкиваются важные по­требности и желания.

Внутренний дискомфорт от ощущения неудовлетворенности в сочетании с определенным ситуационным стимулом приводит к ак­туализации определенной потребности, которая ищет своего удов­летворения в определенном предмете. Связь «потребность—пред­мет» становится движущим мотивом поведения. Одна и та же по­требность может сформировать у разных людей разные мотивы по­ведения, например, сексуальная потребность может актуализироваться как в мотиве гетеросексуального влечения, так и в мотиве удовлет­ворения с помощью неадекватного объекта или способа. Хроничес­ки фрустрированные низшие потребности начинают опредмечиваться в «запретных мотивах», существование которых человек не осоз­нает, но которые прорываются в его поведении всякий раз, когда снижается внешний или внутренний сознательный контроль над по­ведением.

Выделяют следующие потребности:

1) первичные:

а) витальные (врожденные, биологические) по­требности; в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, роди­тельские потребности, сексуальные потребности;

 б) потребности орга­нического удовольствия (вкусовые, осязательные, эрогенные удоволь­ствия);

в) потребности движения и новизны.

Эти естественные по­требности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узко личных потреб­ностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной сре­де способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения;

2) культурные, приобретенные потребности имеют обществен­ный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребнос­тей выделяют материальные и духовные потребности.

Среди духовных потребностей выделяют:

социальные потребности:

 а) в общении и любви родителей;

 б) по­требность самоутверждения и достижения успехов; в) потребности познания и когнитивного консонанса (построения связной и непро­тиворечивой картины мира);

высшие личностные потребности (формируются с подростково­го и юношеского возраста):

а) потребность в сострадательной люб­ви, имеющей альтруистический компонент, что необходимо для пси­хологической зрелости взрослого человека как родителя;

б) потреб­ность в продуктивной самореализации (в создании практически или эстетически ценных продуктов своей собственной творческой деятельности);

в) потребность понимания смысла своей жизни. Даже не найдя ответа на вопрос о смысле жизни, мы своей дея­тельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отда­ем свою энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, маши­ну и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Если человек не может удовлетворить свои важные потреб­ности, он испытывает дискомфорт, неудовлетворенность, раздражитель­ность, проявляет склонность к конфликтам.

Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие — один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он относится к своей работе. Ответы могут быть разные: «очень люблю», «в целом нравится, но не все в ней устраивает», «она мне безразлична», «терпеть не могу, при первой же возможности уйду». И если спросить, устает ли он на рабо­те и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что, при одних и тех же затратах энергии, степень утомляемости зависит от эмоционального отношения к работе. Чем интереснее для человека работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к той самой работе вызывает у чело­века отрицательные эмоции, даже вспышки агрессивности, и, придя до­мой, он не может расслабиться, позабыть неприятности. В результате усталость сохраняется до утра, а там снова на работу. Причина нер­возности и конфликтности  такого человека в том, что не удовлетво­ряются его потребности в интересной работе.

За любыми поступками, конфликтами всегда кроются определен­ные причины. Понять их — значит понять человека.

Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпа­дать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.

Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

 1) с возникнове­нием потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив;

2) осознание мо­тива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в дан­ный момент, затем осознается объект, который отвечает данной по­требности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно дос­тичь желаемого;

3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках. Мотив, может быть неосознанным, если осоз­нание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вы­зывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причи­ны своего поведения. К неосознанным мотивам относят влече­ние, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Вле­чение — это этап формирования мотивов поведения человека. Не­осознанность влечений временна, т. е. потребность, в них представ­ленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными дли­тельное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

«Человек — сумма своего прошлого опыта», — говорил У. Фолк­нер. Действительно, прошлый опыт незаметно, неосознанно подготав­ливает человека реагировать именно так, а не иначе, Например, Шура Балаганов — известный персонаж из книги «Золотой теленок» Иль­фа и Петрова — даже став обладателем 50 тысяч рублей, не смог удержаться, чтобы на украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 р. 70 к. «Что это такое? Ведь я машинально», — шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры.

В повести «Крейцерова соната» Л. Толстой, описывая взаимоотно­шения ссорящихся супругов, подметил, что каждый из них, еще не на­чав разговор, был заранее убежден в неправоте другого.

В обоих примерах речь идет о действиях, обусловленных установ­кой, т. е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрица­тельно реагировать на те или иные события, факты. Установка прояв­ляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Од­нажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность разные у разных людей. Установки как неосознанная готов­ность воспринимать окружающее под определенным узлом зрения и реагировать, определенным, заранее сформировав­шимся образом, без полного объективного анализа конкрет­ной ситуации, формируются как на основе личного прошло­го опыта человека, так и  под влиянием других людей. Напри­мер, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека. Одну группу предупредили, что они увидят портрет героя, а другой группе сказали, что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: «Этот зверюга понять что-то хочет». Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый, непричесанный, опус­тившийся человек». Совсем по-другому увидели то же лицо испытуе­мые, которые считали, что перед ними изображение героя: «Лицо во­левое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень вырази­тельный. Волосы всклокочены, небрит. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма...» Таким образом, наше вос­приятие другого человека зависит от установки. При необходимости высказать свое отношение к какому-то человеку, задумайтесь, не нахо­дитесь ли  вы в плену негативной установки, предубеждения.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводятся к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полез­ных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, уста­новки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок получает эталоны, установки «доброго — злого, красивого — безобразного, хорошего — плохого». И к тому возрасту, - когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые ока­зывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с ог­ромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

Установки могут быть отрицательными и положительными в зави­симости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — форма­листы, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно со­противляться объективному пониманию поступков реальных людей.

Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрус­траций, непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели, могут вызывать существенные изменения в мотивации челове­ка, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует, — «агрессивная фрустрация») либо побуждая человека чувство­вать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация, самообвинение»). Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрациоиного состоя­ния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий че­ловека к определенным устойчивым формам реагирования в разно­образных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек часто сталкивается с ситуациями, в которых возникают непре­одолимые препятствия к достижению цели:

1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;

 2) поте­ри и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек);

3) конфликты (внешние конфликты с каки­ми-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь жела­емой цели, либо внутренние конфликты самого человека между раз­ными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели).

Фрустрированность возраста­ет, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуп­равления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия. Степень фрустрированности можно определить с помо­щью теста Розенцвейга.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать ин­стинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).

Человечество всегда стремилось найти цель жизни, простейший общий знаменатель всей своей деятельности, динамический принцип существования. Цель жизни — бесконечное выживание. Человек - одна из форм жизни. Во всех своих проявлениях н целях он подчиня­ется одной команде: «Выживать!»

Понятие «выживание» первоначально рассматривалось как дея­тельность человека, направленная на обеспечение собственного вы­живания. Но такой подход не объяснял многих феноменов челове­ческого поведения: солдат жертвует своей жизнью ради Родины, мать отдает свою жизнь ради спасения ребенка. И тогда возникла идея: поскольку человек развивался и становился сильным как стадное существо, как животное, которое охотится в стае, то, возможно, все его действия можно рассчитать с точки зрения выживания группы. Так родился постулат, что человек выживал исключительно ради выжива­ния группы. Идея выглядела правильной, но большинство наблюдений реального пов&дения человека опять остались необъясненными. Тогда объяснить поведение человека попытались с точки зрения человече­ства вообще. Это означает, что человечество выживает ради челове­чества из чистого альтруизма и человек живет исключительно для выживания всего человечества. Но в реальности этот механизм не работал. Потом вспомнили, что всю деятельность человека и его по­ведение можно объяснить, сведя все цели исключительно к половой активности и сексу, т. е. активное стремление человека к выживанию пытались объяснить только сексом. Но по мере приложения этой те­ории к данным наблюдений сказалось, что объяснено опять не все. Потом произвели ревизию всех испробованных идей. Но ни одна из этих теорий сама по себе не работала.

Наконец, все четыре фактора — личность, секс, группа, человече­ство-— были внесены в одно уравнение. И так была найдена теория, которая работала и объясняла все реальные феномены человеческого поведения.

Таким образом, из динамики выживания были выведены четыре динамики. Под «динамикой поведения» подразумевалась основная ко­манда «Выживай!», которая является главной для всякой деятельнос­ти. Четыре динамики являются основной силой, целевыми подразде­лениями всего динамического принципа выживания. Первая динамика — это стремление к максимальному выживанию человека ради себя самого, к удовлетворению своих потребностей и желаний. Такая цель объединяет человека, культуру, в развитии которой он участвует для пользы себе и бессмертия своего имени.

Вторая динамика - это стремление человека к максимальному выживанию посредством половой деятельности, рождения и воспита­ния детей. Эта динамика включает в себя самих детей, продолжение культуры для детей и их будущего благополучия.

Третья динамика — это стремление человека к максимальному выживанию группы. Четвертая динамика — это стремление чело­века к максимальному выживанию всего человечества.

Ни одна из динамик не сильнее других. Они все сильные, подоб­ны четырем дорогам, по которым человек идет к выживанию и ко­торые на самом деле являются одной. Можно считать, что все цели человека находятся внутри этого спектра, и это объясняет его пове­дение. Случается, что четыре динамики соревнуются между собой в воздействии на человека или общество. Но оптимальным решени­ем любой проблемы является то, которое приносит максималь­ную пользу наибольшему числу динамик. Самым лучшим решени­ем любой проблемы является то, которое приносит наибольшее бла­го наибольшему количеству людей, включая самого человека, его потомство, друзей, семью, политические и национальные группы и, в конце концов, человечество. Наибольшее количество добра может быть связано с какими-то разрушениями, но ценность решения при этом снижается пропорционально количеству причиненных разру­шений. Человек должен приносить пользу самому себе, если он хо­чет приносить оптимальный результат. Другими словами, посвятить всю свою жизнь службе человечеству и своей группе, блокируя ди­намики личности и секса, — вовсе не оптимальное решение. Обра­зец поведения для выживания построен на основании этого урав­нения оптимального решения. Самопожертвование и эгоизм одина­ково понижают ценность уравнения оптимального действия. Люди давно это подозревали и были правы.

Однако случается, что уравнения оптимального решения со време­нем становятся настолько сложными, что некоторыми динамиками при­ходится пренебрегать, чтобы остальные продолжали существовать. История моряка, отдающего жизнь за спасение своего корабля, отвечает требованиям третьей динамики. Такое действие — приемлемое реше­ние проблемы, однако это не оптимальное решение проблемы, потому что здесь не принята во внимание первая динамика моряка, т. е. он сам.

Методы выживания любого живого существа можно обобщить так: питание, безопасность (защита и нападение) и размножение. Основ­ное оружие выживания человека — умственная деятельность, руково­дящая физическими действиями на разумном уровне.

Поиски и получение удовольствия не менее важны для выжива­ния, чем возможность избежать боли. Удовольствия — это возна­граждение: приятные эмоции, умственные или физические наслажде­ния, мимолетная радость. Удовольствия можно найти и в  огромном ко­личестве вещей и занятий. Боль — это «физические и душевные стра­дания, наказание».

Человек является самодетерминированным организмом, хотя и зависит от других форм жизни и среды обитания. Что же необходи­мо для выживания? Здесь работают два фактора:

1. Необходимость избежать боли — ведь маленькие боли, не очень сильные в отдель­ности, могут сложиться в большую боль, которая, нарастая в геометрической прогрессии, приводит к смерти.

 2. Необходимость удо­вольствия настолько сильна, что человек готов вытерпеть сильную боль, лишь бы получить хоть маленькое удовольствие. Удовольствие — полезная вещь. Это наслаждение работой, воспоминания о про­шлых заслугах, хорошая книга, хороший друг, голос ребенка, впервые произнесшего слово «папа», приключения и надежда, это хороший обед, поцелуй красивой девушки, занятие тем, что нравится. Человек выживает в тесной близости с другими людьми, и это выживание — удовольствие. Наградой за действия, способствующие выживанию, является удовольствие. Наказанием за разрушительные действия становится смерть или боль. Успехи повышают потенциал выжива­ния, а неудачи понижают. Человеческий ум занимается восприяти­ем и хранением информации, составляя или рассчитывая выводы, формулируя или разрешая проблемы, имеющие отношение ко всем четырем динамикам выживания. Цель восприятия, хранения, состав­ления выводов и разрешения проблем — направить свой организм по четырем динамикам к выживанию. Интеллект человека — это способность постигать, ставить и разрешать проблемы. Динамика — это жизненная хватка, энергичность и настойчивость в выживании. И динамика, и интеллект необходимы, чтобы чего-то добиться. Но динамики могут подавляться энграммами (бессознательными запи­сями, возникшими в момент физической боли, потери сознания, в ситуациях, сопровождавшихся неприятными переживаними, сильны­ми эмоциями). И интеллект может подавляться энграммами, кото­рые вводят в аналитический ум неверную или неправильно расце­ненную информацию. Ошибки интеллекта, аберрации, нерациональ­ное поведение, психосоматические болезни — все это приводит к ослаблению потенциала выживания, подталкивает человека к смер­ти. Энграммы являются единственным источником всех аберраций-отклонений в поведении и психосоматических заболеваний, они фи­зически нарушают потенциал выживания человека. Моменты «бес­сознательности», когда аналитический ум ослаблен в большей или меньшей степени, — единственное состояние, когда можно получить энграммы. Энграмма — это момент «бессознательности», который содержит физическую боль или болезненные эмоции или ощуще­ния. Энграмма недоступна для осмысления аналитическим умом как жизненный опыт. Люди не подозревают зачастую о налички в их бессознательной психике энграмм, которые подталкивают к неле­пым формам поведения, к снижению потенциала выживания или даже к самоуничтожению. Почему человек действует разрушитель­но, нерационально, ведя войны, уничтожая целые народы, нарушая экологию? Что является причиной всех неврозов, психозов, сумасше­ствий, извращений, жестоких преступлений? Что толкает нас на мел­кие и крупные глупости, ошибки? Главным образом причиной всего этого негативного человеческого поведения являются энграммы, которые образуются в «моменты бессознательности» — того состояния, которое вызывается наркозом, наркотиками, травмами, шоком, эмоци­онально-болезненными ситуациями и психотравмами. Если с помо­щью специальных психологических методов найти и «стереть» эти энграммы, очистить сознание от искажающего влияния энграмм, то результатом будет возвращение сознания к действиям в оптималь­ном режиме выживания, возвращение физического и душевного здо­ровья. Так достижения психологии могут способствовать существен­ному повышению потенциала выживания человека. Следует учиты­вать, что понижение психического состояния (появление тос­ки, обиды, отчаяния, депрессии) всегда предшествует пони­жению линии физического состояния (недомогание, хрони­ческая усталость, болезни, смерть).

Таким образом, мотив — это побуждение к совершению по-веденческого акта, порожденное системой потребностей че­ловека и с разной степенью осознаваемое либо неосознавае­мое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов моти­вы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение;

2) процесс обра­зования, формирования мотивов, характеристика процесса, который сти­мулирует и поддерживает поведенческую активность на определен­ном уровне.

Зависимость между мотивацией и достижением успехов в дея­тельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявля­ется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком уровне мотивации.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде все­го можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избе­гания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой други­ми людьми результатов его деятельности и общения. Локус конт­роля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдае­мое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответ­ственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — человек считает, что события его жизни зависят прежде всего от внешних факторов: внешних обстоятельств, других людей, случая, а лично он сам не влияет и не несет ответственности за происходящие с ним события. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний — уровень трудности выбираемых человеком целей, которые он хочет достичь и считает возможным достичь, это желаемый уровень самооценки лич­ности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде дея­тельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мо­тив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они оп­ределяют отношение личности к людям. Аффилиация —- стремле­ние человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоци­онально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом моти­ву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти — стремление человека обладать властью над други­ми людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтру­изм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имуществен­ный вред другим людям, причинить им неприятность, Наряду с тен­денцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой соб­ственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызываю­щих сожаление и угрызения совести.

Контрольные вопросы:

1.     Дайте определение потребности.

2.     Какие виды потребностей вы знаете?

3.     Дайте определение цели.

4.     Дайте определение мотиву.

5.     Охарактеризуйте неосознаваемые мотивы.

Категория: Психология | Добавил: Liliya (23.09.2013)
Просмотров: 2868 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]