Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Развитие личности.

10. Развитие личности.

Формирование и развитие личности

Рассматривая предыдущий вопрос, мы пришли к выводу о том, что личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно боль­шинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется раз­витие личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития лич­ности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жиз­ни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о раз­витии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматрива­ет процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности как формирование определенных способов межлич­ностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как процесс становления «Я».

Однако помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сфор­мировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон лично­сти. Данные концепции развития относят к интегративным концепциям.

Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому пси­хологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности ста­дий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рож­дения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных пси­хологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого чело­века:

1. Кризис доверия—недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).

4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и кон­формизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде за­метных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только поло­жительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории все­возможные варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразова­ний практически невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного раз­вития человека (табл. 20.1).

Стадия развития

 

Нормальная линия развития

 

Аномальная линия развития

 

1.Раннее младенче­ство (от рождения до 1 года)

 

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворе­ние потребностей детей в общении и других жизненно важных потребно­стей.

 

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребен­ком, игнорирование,пренебрежение им, лишение любви. Слишком ран­нее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.

 

2.Позднее младен­чество (от 1 года до3 лет)

 

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей чело­века.

 

Сомнения в себе и гипертрофиро­ванное чувство стыда. Ребенок ощу­щает свою неприспособленность, со­мневается в своих способностях. Ис­пытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигатель­ных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружа­ющих людей свою ущербность.

 

3.Раннее детство (около 3-5 лет)

 

Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересо­ванное изучение окружающего ми­ра, подражение взрослым, включе­ние в полоролевое поведение.

 

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к дру­гим детям, подавленность и уклон­чивость, отсутствие признаков ио-лоролевого поведения.

 

4.Среднее детство (от 5 до 11 лет)

 

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навы­ков. Постановка перед собой и реше­ние реальных задач. Активное усво­ение инструментальных и предмет­ных действий, ориентированность на задачу.

 

Чувство собственной неполноцен­ности. Слаборазвитые трудовые на­выки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собствен­ной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение «за­тишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Комформность, рабское поведение. Чувство тщетно­сти прилагаемых усилий при реше­нии разных задач.

 

5.Половое созрева­ние, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)

 

Жизненное самоопределение. Разви­тие временной перспективы — пла­нов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и эксперимен­тирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в фор­мах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взя­тие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.

 

Путаница ролей. Смещение и сме­шение временных перспектив: появ­ление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Кон­центрация душевных сил на самопо­знании, сильно выраженное стрем­ление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внеш­ним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой актив­ности. Смешение форм полоролево-го поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоз­зренческих установках.

 

6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

 

Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и спо­собность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, лю­бовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.

 

Изоляция от людей. Избегание лю­дей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности ха­рактера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Не­признание, изоляция, первые сим­птомы отклонений в психике, ду­шевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.

 

7.Средняя взрос­лость (от 40-45 до 60 лет)

 

Творчество. Продуктивная и твор­ческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и раз­нообразная жизнь. Удовлетворен­ность семенными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового по­коления.

 

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Не­продуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

 

8.Поздняя взрос­лость (свыше 60 лет)

 

Полнота жизни. Постоянные разду­мья о прошлом, его спокойная, взве­шенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощу­щение полноты и полезности про­житой жизни. Способность прими­риться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.

 

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени оста­лось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бес­смысленности своего существова­ния, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь за­ново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощу­щение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумно­го начала. Боязнь приближающейся смерти.

 

 

 

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятель­ностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии социализация не рассмат­ривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полу­ченного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть раз­личным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивиду­ализации.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответству­ющим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социа­лизация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, ко­гда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

Следует отметить, что процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социали­зация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с опре­деленной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завер­шается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией протекает еще один процесс — инкультурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это про­цесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продук­ты деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между дан­ными понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой куль­туры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.

Поскольку мы коснулись вопроса о соотношении социализации и индивидуа­лизации, то невольно подошли к проблеме самоактуализации личности — одной из центральных проблем теории развития личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство зрелой личности заключается в потреб­ности к саморазвитию, или самоактуализации. Идея саморазвития и самореализа­ции является центральной или по крайней мере чрезвычайно значимой для мно­гих современных концепций о человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии и в акмеологии.

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство иссле­дователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообраз­ных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу. Наиболее важно стремление личности добиться конкрет­ной цели или определенного социального статуса.

Другим вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития лично­сти, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе мно­гих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих ос­новных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведе­ния, придает ее поступкам закономерный характер.

Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости свойств личности весьма не­однозначен. У одних свойств, как правило тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; у дру­гих личностных качеств, чаще всего приобретенных в ранние годы и так или иначе обусловленных органически, она есть. В большинстве исследований, посвящен­ных данной проблеме, отмечается, что реальное поведение личности, как устойчи­вое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых находится человек.

По нашему мнению, человек обладает целым рядом характеристик личности, которые являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присут­ствуют у всех людей. Это так называемые интегративные характеристики, т. е. чер­ты личности, формирующиеся на основе более простых психологических харак­теристик. К числу таких характеристик необходимо прежде всего отнести адапта­ционный потенциал личности.

Данное понятие было предложено нами на основании анализа многочислен­ных экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации. По на­шему мнению, каждый человек обладает личностным адаптационным потенциа­лом, т. с. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степе­ни развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успеш­но формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует го­ворить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекват­ность поведения в тех или иных условиях.

1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.

2. Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «лич­ность» и «индивидуальность».

3. Что входит в структуру личности?

4. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности

5. В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?

6. Расскажите о структурном подходе А. Н. Леонтьева.

7. Расскажите о том, как рассматривались проблемы личности в работа? Б. Г. Ананьева.

8. В чем состоит комплексный подход к исследованию личности Б. Ф. Ломова?

9. В чем состоит концепция развития личности Э. Эриксона?

10. Что вы знаете о проблеме исследования устойчивости личностных свойств?

 

 

Категория: Психология | Добавил: Liliya (23.09.2013)
Просмотров: 775 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]