Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Социальная психология

Адаптация в группе

3.

Адаптация в группе

 

Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах

В группах, коллективах существуют взаимоотношения.

Взаимоотношения — взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Взаимоот­ношения — отношение, идущее от людей к людям, навстречу друг другу. При взаимоотношениях постоянно осуществляется «обрат­ная связь». Взаимоотношение реализуется в общении и через об­щение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, служит своеобразным содержанием общения.

Взаимоотношения (межличностные отношения) в малой груп­пе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимо­действия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональ­ными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Система межличностных отношений в малой группе в силу своей внутренней, психологической обусловленности и сложности скла­дывается порой стихийно. Она в большинстве случаев трудно раз­личима, часто организационно не оформлена, особенно в началь­ный период. Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе меж­личностных отношений формируются не только все остальные компоненты малой группы, но и многие элементы, их составляю­щие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятель­ности; постоянные межличностные оценки, сопереживание и совствие; психологическое соперничество и соревнование, подра­жание и самоутверждение.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

1. Общественно-политические взаимоотношения — это та­кие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в про­цессе подготовки и проведения общественных и других мероприя­тий в группе.

2. Служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятель­ности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.

Деловые (служебные) взаимоотношения создаются в ходе вы­полнения служебных, профессиональных обязанностей, регламентиро­ваны официальным документом: инструкцией, уставом, постановлени­ем, административным приказом {врач — медсестра — санитарка). Официальным документам определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему ту или иную должность, надлежит выполнять опре­деленную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты. Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости:

1)  деловые отношения равенства. В этом случае два или не­сколько членов группы, коллектива имеют одинаковые права и обязанности и выполняют одинаковые функции (две медсестры, два врача и т.п.);

2)  деловые отношения подчинения. В медицине: принцип субор­динации — принцип должностного подчинения младшего по должности старшему, основанный на взаимопонимании, взаимо­уважении, взаимопомощи, взаимовыручки, психологической совме­стимости (медсестра — врач, санитарка — медсестра). Принцип субординации — является стержнем в работе медицинского коллектива. Взаимоотношения людей, работающих вместе, их свя­зи и контакты очень сложны, многоплановы. В любом медицин­ском коллективе есть люди опытные и менее опытные, более и менее знающие и более и менее способные. Воспитанный че­ловек не позволит себе подчеркнуть свое превосходство. Не­скромность люди прощают труднее, чем многие другие недо­статки, так как кто возвышает себя, тот сознательно или бес­сознательно принижает других. Внеслужебные (личные) взаимоотношения — это отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и так далее.

Личные взаимоотношения возникают на основе психологиче­ских мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, дополнения друг друга, неприязни и др. В личных взаимоотношениях доку­менты не имеют силы. Приказом, распоряжением личных взаимо­отношений установить нельзя. Необходимым условием возникнове­ния данных взаимоотношений является постижение друг друга. Именно в ходе познания устанавливаются взаимоотношения, по мере их укрепления члены группы узнают друг друга. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях как дружба, това­рищество, любовь, ненависть, отчужденность. Межличностные отно­шения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребывани­ем в данной общности. От них зависит сплоченность группы, кол­лектива, способность решать поставленные задачи.

Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятель­ности и поведения людей, механизмы формирования и саморазви­тия малой группы.

Взаимоотношения должны отвечать требованиям определенных принципов: принцип уважения и субординации предполагает со­здание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответ­ствуют нормам общественной морали и нравственности, традици­ям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуальности социально-психологиче­ских особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует су­бординации в выполнении всеми членами группы личного досто­инства, профессионального и социального статуса каждого члена.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формиро­вание у всех членов чувства взаимопомощи, поддержки, взаимо­действия, взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддержи­вать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных по­ступков.

Принцип гуманизма членов группы предполагает чуткость, от­зывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношени­ях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

Групповые устремления — это цели, задачи, потребности, мо­тивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совме­стных усилий членов малой группы.

В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются, прежде всего, объективно встающие перед ними общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления подобно компасу ориентируют и ведут людей в опре­деленном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них пери­одически опосредованно контролируются промежуточные результа­ты их жизни и деятельности.

Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совмест­ные усилия и непосредственную активность членов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности. Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важными только для конкретной груп­пы, в зависимости от того, какую значимость, она им придает и какую роль в социальной жизни они играют. Потребности — это то, в чем группа и ее члены нуждаются. Мотивами для малой группы выступают побудительные силы совместной деятельности ее чле­нов, заставляющие их заниматься той или другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединялись. В системе совме­стной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:

>   ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;

> организационно-функциональную, в ходе реализации которой группы устремления в контексте средств и условий их реализа­ции выступают в качестве способа организации внутри и меж­группового взаимодействия;

>   индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности членов малой группы.

 Групповое мнение — это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение чле­нов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющих место как внутри нее, так и за ее пределами. Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случа­ях и идеологической направленности ее психологии. Групповое мнение выполняет определенные функции;  

 > информационную, показывающую на каком этапе своего разви­тия находится малая группа, какова ее сплоченность, каков ха­рактер взаимоотношений между ее членами и т.д.;

>   функцию воздействия, посредством которой оказывается влия­ние на всех членов группы и в интересах совместной деятель­ности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;

>  оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходя­щим внутри малой группы и вне ее. Эффективность группового мнения объясняется;

а)  сочетанием убеждения и психологического принуждения, в ко­торых в концентрированном виде выражаются разум, чувства и воля всех членов группы;

б) оперативностью в реакции на события, систематичностью, глас­ностью и неотвратимостью оценок поступков личности со сто­роны членов группы;

в)  способностью ряда групповых суждений превращаться в оце­ночные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

 В процессе своего формирования групповое мнение проходит

три этапа:

1. Выяснение и изучение индивидуальных мнений.

2. Выработка правильных оценочных суждений.

3. Обобщение и объединение мнений.

На первом из них — члены группы непосредственно пережива­ют конкретное событие, высказывают свои личные суждения и от­ношения к нему.

На втором — члены малой группы обмениваются своими пред­ставлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, превращаясь посте­пенно в общую точку зрения.

На третьем — осуществляется выработка четкой и ясной груп­повой позиции по предмету обсуждения, которая принимается все­ми членами группы.

Групповые настроения — это сложные состояния, общий эмо­циональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов. К группо­вым настроениям относятся: совместные переживания конкретных событий, фактов; сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы. Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность. Одни настроения — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема — способствуют совместным усилиям и успеху группы. Другие настроения — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство — напротив резко снижают ее возможности. Групповые настроения характеризуются в отличие от чувств большой силой воздействия, динамичностью и изменчивостью, определенной направленностью.

Традиции — это сложившиеся на основе длительного опыта и совместной деятельности членов группы и прочно укоренившие­ся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и дей­ствий, ставшие потребностью каждого ее члена. Традиции много­образны. В традициях различных групп людей много общего. Об­щенародные, классовые, национальные традиции, возрастные, профессиональные пронизывают каждую конкретную общность (груп­пу, коллектив). Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.

Виды традиций; трудовые, учебные, боевые, спортивные, полити­ческие, моральные, художественные, правовые, религиозные, профес­сиональные и т.д. Действенность и живучесть традиций определя­ется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего при­нятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности.

Образование и развитие малых групп

Образование и развитие малой группы обычно включает не­сколько стадий.

Первая стадия является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового са­мосознания.

На второй стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет процесс формирования групповых норм и традиций, начинает функционировать общее мнения, групповые настроения и атмосфера в группе способствует решению совместных задач, проявляется слаженность в действиях ее членов.

На третьей стадии группа полностью консолидируется, стано­вится общностью с ярко выраженным чувством «мы», всеми под­держиваемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство.

Психологические процессы в малой группе;

1)  принятие решений;

2)  групповое давление;

3)  конфликт.

В своей жизнедеятельности группа постоянно сталкивается с ситу­ациями, требующими обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех перечис­ленных действий составляет процесс принятия группового решения,

Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. Если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется, оказыва­ется психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Функции такого давления:

1)  стремление обеспечить достижение групповых целей;

2) сохранение группы как целого;

3)  разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельно­сти, на которые они должны ориентироваться;

4) определение ими своего отношения к социальному окружению.

Конфликт — это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в межличностных отношениях между членами группы. Обычно к ним приводят следующие причины:

1) наличие противоречий между интересами, ценностями, целями,

мотивами, ролями членов группы;

2)  присутствие противоборства между различными людьми (руко­водителем и неформальными лидерами, неформальными мик­рогруппами);

3)  появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств, как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.

 

Личность и группа

 

В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. Если поведение человека противоречит групповым ожиданиям, он подвергается отрицательным санкциям, принудительному воздействию. Человек, чье поведение является образцовым, вызывает положительную санкцию – одобрение, поощрение. Санкции могут быть диффузные (непосредственно-эмоциональное отношение к поведенческому акту – похвала, насмешка) и организованные, формальные (награда, штраф, приговор и т. п.).

Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе.

Каждый член группы занимает в ней определенное положение – имеет определенный групповой статус, определяемый его ролью в деятельности группы. Престиж и авторитет индивида зависят от соответствия его поведения групповым ожиданиям – экспектациям (от англ. expectation – ожидание), тем требованиям, которые предъявляются к исполняемой им социальной роли.

Социальная роль – общественно санкционированные способы реализации социальной функции личности (роль учителя, врача, следователя и т. п.). Большинство социальных ролей регламентируется общепринятыми нормами. Однако и они не могут охватить всего многообразия правильного поведения человека в различных жизненных ситуациях. Основной направляющий механизм поведения человека – его жизненная позиция – ценностное отношение к различным социально значимым явлениям, исполняемым индивидом социальным ролям.

Различаются три типа социальных ролей.

1) институциональные – закрепленные правовыми актами, четко регламентируемые (роль депутата народного совета, директора предприятия);

 2) конвенциональные – роли неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (роль учителя, студента, офицера, солдата, отца, матери, брата, сестры и т. п.),

3) межличностные – роль человека в различных неформальных межличностных взаимосвязях (роль друга, хорошего человека, соперника, авторитетного или безавторитетного человека и т. п.).

Овладение ролевыми требованиями и способами их реализации – основа социализации личности. Качества личности, необходимые для выполнения различных социальных ролей, – социальные способности личности. Ролевое поведение определяется пониманием и принятием роли той или иной личностью, т. е. отношением личности к своим социально-ролевым обязанностям, и ее психофизиологическими возможностями.

Каждая социальная роль имеет определенную общественную ценность, престижность. Социальная роль связана с общественным статусом ее исполнителя. Однако между социальной ролью и социальным статусом нет полного совпадения. Социальная значимость человека определяется тем, как он выполняет свою роль, социальный долг. В ролевом поведении проявляется социальная идентификация личности, ее самоотнесение к определенной социальной группе (рабочий, солдат, учитель, ученый). Каждая социальная роль задана общественно выработанными требованиями, исполнение же роли индивидуализировано.

Каждая социальная роль реализует определенные социальные ценности. Но у каждой личности свое понимание этих ценностей. Те или иные явления приобретают значимость в контексте исполняемой личностью социальной роли. Так, роль водителя автотранспорта требует остановки транспорта при красном свете светофора. Для него безопасность движения – социально-ролевая ценность. Но в случае необходимости задержания опасного преступника водитель милицейской машины может пренебречь этой ценностью ради реализации другой социальной ценности. Исполнение каждой новой социальной роли связано с перестройкой системы ценностных ориентации личности. Продолжительное исполнение социальных ролей приводит к формированию соответствующих социальных установок и поведенческих стереотипов.

В иерархии различных социальных ролей, ежедневно выполняемых человеком, определенные роли имеют для него преимущественное значение. Эти ведущие роли и определяют стиль поведения личности.

Итак, основными явлениями (феноменологией) малых групп являются: место и положение ее членов в структуре внутригрупповых отношений, их позиция, статус, роль, социально-психологическая динамика группы – ее возникновение, развитие, руководство группой, внутригрупповые отношения, групповые нормы и групповой контроль.

Позиция члена малой группы – устойчивая система ее отношений к внутригрупповым явлениям. Зрелость позиции определяется ее устойчивостью, непротиворечивостью и социальной значимостью.

Статус члена группы (групповой статус) – положение члена группы в системе внутригрупповых отношений, его авторитет в группе.

Роль – выполняемая индивидом социальная функция, способ поведения индивида в системе межличностных отношений (роль лидера, аутсайдера и др.).

Возникновение группы и вхождение в нее новых членов связано с процессами группообразования и внутригрупповой адаптацией личности. Регулятивной основой жизнедеятельности группы являются групповые нормы и групповые ценности, т. е. то, что в данной группе наиболее значимо, приоритетно.

Категория: Социальная психология | Добавил: Liliya (21.10.2013)
Просмотров: 4329 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]