При
исследовании супружеской совместимости можно выделить такие ее уровни, как
индивидуально-психологический, социально-психологический и
социально-культурный. Каждый из предложенных уровней совместимости обладает
своей спецификой на разных этапах жизненного цикла семьи. Частным случаем
данного подхода является концепция С.И. Голода, согласно которой стабильность
брака обеспечивается посредством супружеской адаптированности, которая в свою
очередь зависит от таких факторов, как интимность («симпатия, расположенность
и эротическая привязанность» супругов) и автономия — относительная
независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и
виды общения, которые выходят за рамки супружества. Все три выделенные автором
ценности брака (адаптированность, интимность и автономия) варьируют в
зависимости от пола супруга и от продолжительности их семейной жизни.
Индивидуально-психологическая
совместимость — это благоприятное взаимодействие или взаимодополняемость
различных темпераментов, личностно-волевых качеств супругов. В последнее время
о такой совместимости или неприятии ее много говорят и пишут психологи и
астрологи, советы дают родители и родственники, соседи и сослуживцы. Реальная
жизнь подтверждает, что брак обречен, если обоим супругам свойственны эгоизм и
лень, безответственность и ложь и тому подобные качества.
Гармония супружеских отношений — основной смысл сексуальной
совместимости. По мнению многих исследователей, сексуальная совместимость, как
правило, достижима. Неумение достичь ее часто является результатом равнодушия
мужа к получению женой сексуального удовлетворения и, как правило,
стеснительностью женщины, отсутствием знаний физиологии, культуры и техники
полового акта. Обсудить эту проблему необходимо вдвоем.
Социально-психологическая совместимость супругов включает в себя
общность идеалов, устремлений, жизненных целей, интересов, мировоззрений,
взаимоотношений с людьми. На нее влияют нравственная зрелость, образовательный
и профессиональный уровень, структура потребностей супругов. Очень нелегко
выдержать длительное сосуществование супругов, имеющих различные нравственные
и ценностные ориентации. Расхождение взглядов на семейно-бытовые аспекты жизни
может быть источником мелких ссор и крупных конфликтов, но они вполне разрешимы
при взаимном уважении и наличии основного — любви и взаимопонимания. Пожалуй,
невозможно найти семью, где бы никогда не было конфликта. К сожалению, замечается
тенденция к чрезмерной «феминизации» семьи, когда слишком принижается роль мужчины.
Новые отношения в такой семье рождаются в противоречиях и конфликтах. Семья
становится полем битвы за главенство. О ценностях супружества и предупреждении
конфликтов в семье мы поговорим ниже.
Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естественным
путем, т.е. вследствие смерти одного из супругов. Нередко происходит распад семьи вследствие двух дополнительных причин:
вдовство и развод. Ответы молодых разводящихся супругов на косвенные вопросы
позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия
решения о разводе (помимо стереотипа о психологической несовместимости) имеет
мнение «значимых других», материальные соображения, возможность
лучшего проведения досуга, профессионального роста, злоупотребление алкоголем
одного из супругов. Была предпринята попытка выделить позиции разводящихся
супругов (С.С. Сидельников):
«договорившиеся» — ориентированные на развод по согласованию
с партнером;
«автономисты» — принимающие решение о разводе без учета
мнения супруга;
«аутсайдеры» — те, кто против развода;
«пассивные» — воспринимающие развод, как нечто
совершившееся помимо их воли.
Наиболее часто встречающимися у молодых супругов оказались
комплексно-смешанные стили взаимодействия. При этом и мужья, и жены
рассматривали другого супруга, как «провокатора», подталкивающего семью к
разводу. И те, и другие чаще отмечали у себя вербальную активность, а у
супруга — поведенческую. Или же считали, что слова и действия супруга
противоречили друг другу («просил прощения, а потом все начиналось снова»,
«согласилась переехать, но не захотела наладить отношения»).
Немаловажным аспектом развода являются его последствия,
которые можно разделить на 3 относительно независимые группы: для супругов, для
их детей и для общества.
Есть основания полагать, что нередко период, непосредственно
предшествующий разводу, переживается супругами даже более тяжело, чем жизнь
после развода.
Впоследствии среди разведенных выше, чем среди людей другого
брачного статуса, оказываются такие неблагоприятные показатели, как
смертность, заболеваемость (физическая и психологическая), уровень самоубийств,
количество автокатастроф и т.д.
Что касается последствий распада родительской семьи для ребенка,
то в обыденном сознании присутствует убеждение в их однозначно негативном
характере.
Тщательный
вторичный анализ зарубежных исследований по этой теме позволил сделать вывод о
том, что более мощное негативное влияние на детей оказывает не отсутствие
одного родителя и не сам развод, а период, предшествующий ему и сопровождаемый
межсупружеской конфликтностью. В некоторых исследованиях разводящихся
супругов уход мужа (и, следовательно, прекращение конфликтов), по мнению
некоторых женщин, положительно сказался на состоянии ребенка (вплоть до
исчезновения психосоматической симптоматики, нормализации сна). По мнению
некоторых авторов, существуют значительные различия между мальчиками и девочками
в реагировании на развод родителей. Если мальчикам в большей мере присуща
агрессивность, драчливость, возбудимость и т.п., то девочкам — замкнутость,
плаксивость, неуверенность.
Для общества главными функциями семьи являются
репродуктивная и воспитательная. Согласно вполне обоснованному мнению, в условиях
значительно распространившейся малодетности многих семей развод практически не
оказывает влияние на уровень рождаемости. В отношении качества воспитания
влияние развода неоднозначно. По крайней мере, сравнение психологического
благополучия детей из полных семей, в которых супруги удовлетворены браком, и
полных конфликтных семей показала, что «дети развода» занимают промежуточное
положение между этими двумя группами. В то же время имеются надежные
статистические данные о так называемой транспоколенной передаче разводимости
(вероятность развода у детей, чьи родители развелись, выше, чем у детей из
полных семей), а общество не может оставаться безучастным к высоким уровням
смертности и заболеваемости среди разведенных и психологическим травмам для
детей. Эти негативные показатели остро ставят проблему не только эффективной
социально-психологической помощи семье, супругам и детям, но и дальнейших
своевременных теоретических исследований.
Общение в семье
«Истинная любовь не в том, чтобы
смотреть в глаза друг другу, а в том, чтобы вместе
смотреть в одном направлении».
А. Сент-Экзюпери
Ценности, к которым стремится человек, в значительной мере
определяются средой, в которой он учился общению, где сформировалась его
личность, где он вырабатывал свои воззрения, по нормам которой в дальнейшем он
оценивает свою деятельность во всех сферах человеческой жизни. Первой и
наиболее значимой группой для человека является семья. В семье ребенок впервые
овладевает различными формами общения, и это способствует успешности его в
дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения, воззрения, нормы
нравственности, идеалы остаются для ребенка ориентирами в формировании всей его
последующей жизни. Чувство любви, проявляющееся как любовь мужа и жены, не
рождается из ничего. Ведь первая любовь переживается в лоне семьи. Тем самым
предполагается, что семья осуществляет те же функции, что и материнское лоно:
оно защищает, питает, удовлетворяет растущие потребности.
Если семья уже образована, а влюбленность супругов не переросла
в любовь, то взаимоотношения развиваются не успешно. Оба партнера теряют свою
целостность и свободу, супружеская жизнь приводит постепенно к утомлению и
разочарованию. Они живут за счет друг друга,
удовлетворяя свое стремление к близости и, тем не менее, страдая от утраты
внутренней силы и уверенности в себе, которые требовали бы свободы и
независимости. Тогда обнаруживается либо страсть к подчинению (вплоть до
мазохизма), либо к доминированию (достигающее, иногда, уровня садизма). Однако
окончательный итог такого развития отношений — поражение, поскольку при этом
теряется чувство единства.
При благоприятном отношении любовь укрепляется. «И вершина любви
— это чудо великое - дети». Если семья
имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования
полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и
создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей
воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно осложняется.
Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон
общественного воздействия.
Материнская
любовь бескорыстна и не требует активности ребенка, поскольку мать любит свое
дитя независимо от его достоинств и поведения. «Я любим, потому что это я». Это
переживание любимо- сти матерью — пассивное переживание. Нет ничего, что я
сделал для того, чтобы быть любимым — материнская любовь безусловна. Все, что
от меня требуется, — это быть ее ребенком. Материнская любовь — это
блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но
есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не
нужно заслуживать — ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она
есть, то она равна блаженству, если же ее нет, я ничего не смогу сделать,
чтобы эту любовь создать. Для большинства детей в возрасте от 8 до 10,5 лет
проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым — быть любимым зато,
что они есть. Ребенок младше этого возраста еще не способен любить; он
благодарно и радостно принимает то, что он любим. С указанной поры в развитии
ребенка появляется новый фактор. Это новое чувство способности возбуждать
своей собственной активностью любовь. Первый раз ребенок начинает думать о том,
как бы дать что-нибудь
матери (или отцу) — создать что-нибудь — подписать открытку, сделать рисунок и
т.п. В первый раз в жизни ребенка идеи любви из желания быть любимым переходят
в желание любить, в сотворение любви. В конце концов, ребенку, может быть уже
в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм. Потребности
другого человека становятся так же важны, как собственные — на деле же они
становятся даже более важными. Давать становится куда более приятно, более
радостно, чем получать; любить даже более важно, чем быть любимым.
Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим».
Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь
говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит:
«Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».
Связь с отцом совершенно другая. Отец имеет слабую связь с
ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не
идет ни в какое сравнение с важностью матери. Отец представляет другой полюс
человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками,
закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец — это тот, кто
учит ребенка, как узнавать дорогу в мир. Отцовская любовь — это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я
люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты
исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».
Функция матери — обеспечить ребенку безопасность жизни; функция
отца — учить его, руководить ребенком, чтобы он смог справляться с проблемами,
которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.
Любящий человек способен увидеть в объекте своей любви скрытые
для остальных потенциальные возможности и помочь ему создать оптимальные
условия для их развития. В этом преобразующая сила любви. Кроме того,
отношение ко всему миру преломляется сквозь призму своей любви, что помогает
простить не только любимого, но и других людей.
Воспитательная функция семьи состоит, прежде всего, в укреплении
здоровья, выработке навыков гигиены и культуры, формировании личности ребенка,
развитии его способностей и интересов, привитии ему чувства коллективизма и
интернационализма, потребности соблюдения нравственных норм и правил поведения
в семье и обществе. Успех выполнения этой функции зависит от систематического
воздействия всего семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей
его жизни и от воспитательного потенциала семьи. Большое значение имеет
эмоционально-психологическая и трудовая атмосфера в семье, личный пример родителей
и старшего поколения.
Самая большая ценность супружества — это воспитание детей.
Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие
отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства
своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая
все лучшее, в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций,
открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные
отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование
личности. И никакие материальные преподношения не заменят душевной близости
между родителями и детьми. Родители, «забрасывающие» своих детей подарками,
но не имеющие желания (а когда нет
желания — не находится и времени) рассмотреть внутренний
мир ребенка, помочь ему разобраться в решении задачи по математике или в
конфликте с друзьями, отмахивающиеся от его «пустяковых» проблем, не смогут
вернуть уважение и любовь к себе, не смогут нейтрализовать отрицательного
влияния асоциальных явлений. Горькая статистика:
ежегодно из дома убегает 5 тысяч детей, 2 тысячи детей не посещают школу. 10
миллионов человек содержатся в тюрьмах (данные 2001 г).
Через систему традиций новые поколения
социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до
конкретных поступков и действий. Традиции поддерживаются не юридическими
актами, а силой общественного мнения.
В
жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные
праздники: дни рождения, совершеннолетие, бракосочетание, вступление в
трудовую жизнь и так далее. Взаимообогащение при общении, разрешение
возникающих проблем в кругу семьи, совместная трудовая деятельность и отдых —
все эти добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного
и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, сделать их
достоянием подрастающих поколений. Заключенный в них опыт воспринимается
подрастающим поколением наиболее естественным путем. Характер и воздействие
социально-психологического климата семьи зависит от ее коллективистского духа.
Семью, как коллектив, объединяют общие интересы, цели, единство взглядов и
нравственных ценностей.
Самооценка и отношения в паре
Несходство установок друг друга на
наиболее важные для семьи события и поступки проявляется в постепенном снижении
интереса к личности партнера, его устремлениям и потребностям. Прекращается
совместная трудовая деятельность (по выполнению ли домашних дел или вне дома),
приносившая общую радость результатов. Все чаще супруг (а) слышит ничего не
поясняющий ответ: «иду по делам», «расслабился с друзьями» и тому подобное.
Раздражение партнера нарастает, все чаще появляется подозрительность и
недоверие и все выше возрастает планка неуверенности в себе и понижение
самооценки.
Психотерапевты выделяют так называемые
«неврозы выходного дня». Название связано с тем, что в выходные дни (и
свободные вечера) быстрее обнаруживаются несложившиеся взаимоотношения в
семье, разобщенность интересов, что выливается в часто повторяющиеся
конфликты, которые ведут к неврозу и психосоматическим заболеваниям супругов,
а часто и детей. Телевизор как «дополнительный член семьи» может какое-то
время служить буфером (если не возникают ссоры из-за того, какую передачу
смотреть — боевик или «Моя семья»). На первых порах он спасает много семей от
разводов.
Межнациональные браки при слабой любви
часто непрочны. Если неприятие родственниками с обеих сторон устойчиво, не
происходит интеграции поведенческих и нравственных норм, то семью не спасает
порой и рождение ребенка. Нужно отметить, что среди многих национальностей,
проживающих на Северном Кавказе, и до настоящего времени сохраняется
обособленность в рамках своей нации и религиозной принадлежности.
Для улучшения взаимопонимания в семье
весьма полезно придерживаться позитивных норм поведения и обычаев в
родительских семьях, проявлять к ним уважение и интерес. В родительском доме
супруг чувствует себя свободнее, раскованнее и обнаруживает свои положительные
качества быстрее, чем в своей семье; их-то партнеру необходимо подметить и
развивать. Семейные традиции имеют защитную роль, даже в неблагополучных
семьях, так как позволяют понять собственную значимость и самоутвердиться,
испытав чувства принадлежности к ней, осознать ритм перемен в жизни. Человек с
детства стремится к безопасности и обретению чувства уверенности, которые в
наиболее полном виде ему обеспечивает семейная жизнь. Если же человек начинает
чувствовать, что его «тыл», каким, безусловно, является семья, обнаруживает
трещину, и в эту трещину начинает просачиваться неуверенность, очень скоро
трещина разрастается до размеров пропасти, в которую проваливается с таким трудом
налаженная семья.
У счастливых в браке можно обнаружить
такие качества, как высокий уровень уверенности в партнере и удовлетворение их
сложившимися эмоциональными отношениями. А эти качества тесно связаны со
стремлением супругов к самораскрытию — это первый шаг к интимности в
отношениях, доверительности и взаимооценке. Потребность скрывать свои
особенности и не увидеть их в партнере, часто связана с отсутствием правильной
самооценки. Заниженная самооценка порождает боязнь того, что узнавание разрушит
любовь (за что меня любить?). При завышенной самооценке влюбленный загодя
окутывает партнера воображаемым обаянием, источник которого находится в нем
самом. Но однажды, устав черпать все радости в себе самом и обнаружив, что
партнер не соответствует его фантазиям, он испытывает порой потрясение, что
побуждает несправедливые отношения к так долго переоцениваемому партнеру. В
одном художественном произведении герой, считая себя непревзойденным знатоком
живописи, восхищаясь подлинниками, «громил» художников, писавших копии
известных картин. Женившись на молодой, красивой девушке, он восторгался ею;
прожили они «душа в душу» несколько лет. И однажды он получил по почте от своих
врагов 2 портрета: на одном была изображена его красавица-жена, а на втором —
она же, но до пластической операции носа. Он не смог пережить этого удара
(завышенная самооценка) и развелся с ней. В психологии
этот феномен называется «эффект ореола». Взаимное узнавание тем легче, чем чаще
супруги совместно обсуждают взаимные трудности и говорят о своей любви,
привязанности и нежности. Нельзя считать, что «и так понятно все без слов».
Осознать трудность — значит уже сделать первый шаг на пути к ее преодолению.
При
единстве жизненных ценностей' и позиций должна сохраняться индивидуальность
каждого. Общение в дружной семье помогает снять стрессы, полученные вне дома,
на производстве, и получить, расслабившись дома, бескорыстную поддержку и
максимум душевного тепла от других. Скандалы, ссоры, упреки и обвинения
разрушают спокойствие в семье, порождая такие отрицательные эмоции, как
тревожность, чувство ненадежности, непонятости и разочарования.
|