Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Социальная психология

семья как система

5.

Семья как система

Типы семьи.

Общение в семье.

Самооценка и отношения в паре.

Причины семейных конфликтов.

Типы семьи

Семья — это и результат, и, пожалуй, в еще большей мере — тво­рец цивилизации. Семья — важнейший источник социального и эко­номического развития общества. Она производит главное обществен­ное богатство — человека. Чтобы вырастить и воспитать молодого че­ловека до 18 — 20 лет, когда он смог бы стать полноценным тружени­ком, семья затрачивает как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Если сложить эти многолетние родительские вклады, то легко заметить, что они составляют весомую часть национального богат­ства нашего общества. Семья — неотъемлемая ячейка общества и не­возможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозри­мое будущее любого общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каж­дый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто сча­стлив в своем доме.

Ухудшение социально-демографической ситуации, непрекращающиеся региональные конфликты, усиливающие миграционные про­цессы приводят к экономическим и психологическим изменениям в обществе в целом и в семьях в частности. Снижение числа браков и рождаемости, увеличение детской смертности и разводов, требует пристального изучения проблем семьи: изучение факторов, влияю­щих на качество брака, цикл развития семьи, ее ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, межсупружеское обще­ние, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного парт­нера, эффективность различных методов воспитания, психологичес­кие особенности родителей и их детей и т.д.

Говоря о семье как о малой группе, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответствен­ностью, необходимо прежде всего задаться вопросом о ее структуре (количественном составе), лежащей в основе подавляющего боль­шинства типологий семьи.

Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что снижается число браков, рождаемости, увеличивается детская смер­тность, патология новорожденных и число разводов. Ухудшение со­циально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной в экономическую и психологическую плоскость.

Так, Харчев А.Г. в своей монографии по проблемам семьи уже в самом ее определении отмечает  двойствен­ность:

 семья одновременно является и социально-психологической общностью — «малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью»,

и социальным институтом — «исторически конк­ретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость, в которой обусловлена потребно­стью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

 Наконец, немаловажным обстоятельством являет­ся междисциплинарный характер многих исследований семьи.

Среди ее основных проблем называются: изучение факторов, влияющих на качество бра­ка, цикл развития семьи, ее ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность раз­личных паттернов воспитания, психологические особенности родите­лей и их детей и т.д. Говоря о семье как малой группе, необходимо, преж­де всего, задаться вопросом о ее количественном составе (структуре), лежащей в основе подавляющего большинства типологии семьи.

Типы семьи следующие:

1. Прежде всего, по количеству брачных партнеров необходимо выделить семью моногамную (один муж и одна жена) и полигам­ную. Последняя имеет два варианта: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Большинство исследователей сходится во мнении о том, что полигамные формы семьи исторически предше­ствовали ее современному типу, причем существовала значительная историко-культурная, этническая, религиозная их специфика. Моно­гамная семья — образование, возникшее в сравнительно недавнем историческом прошлом. Ее развитие, тесно связывают со становлением институтов частной собственности и государства.( Ф.Энгельсом)

В последние годы в связи со значительным количеством разво­дов и повторных браков в индустриально развитых странах все чаще говорят о «последовательной моногамии», означающей, «что в каж­дый данный момент времени мужчина/женщина состоит в браке с одним партнером, однако в течение жизни таких брачных союзов у нее/него насчитывается более одного.

2. По количеству поколений, представленных в семье, выделяют:

2.1 Сложную (расширенную) семью, в которой проживают под одной крышей и ведут совместное хозяйство представители несколь­ких (по меньшей мере трех) поколений — прародители, родители, дети. В индустриально развитых странах и большинстве регионов России этот тип семьи принадлежит прошлому, когда его существо­вание не в последнюю очередь определялось преимущественно сель­ским образом жизни и экономической необходимостью;

2.2        Простую (нуклеарную) семью, члены которой являются пред­ставителями только двух поколений (родители и дети). Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим, хотя некоторые авторы говорят о «ренессансе» расширенной семьи в ее специфической со­циально-психологической модификации, когда поддерживаются ин­тенсивные межличностные контакты (например, по телефону или при совместном проведении досуга, праздновании определенных семей­ных дат...), но проживание различных поколений остается раздельным.

Обычно, говоря о нуклеарной семье, имеют в виду полную нукле­арную семью, в которой есть оба родителя и дети. Но в большинстве случаев нуклеарной же является и неполная семья, т.е. такая, в кото­рой отсутствует один из родителей, чаще отец (остается, правда, не­ясным, следует ли считать полной бездетную семью). В свою очередь неполную семью С.И.Голод вполне оправданно (особенно с учетом социально-психологической специфики) разделяет на собственно неполную (возникшую вследствие развода или вдовства) и материн­скую, предполагающую внебрачное рождение и воспитание детей. Видимо, здесь же следует упомянуть и о специфическом типе семьи, получившей название бинуклеарная, когда после развода оба супру­га создают новые семьи, в результате чего у ребенка оказывается как бы 4 родителя (2 родных и 2 неродных), между которыми поддержи­ваются отношения, и он периодически живет с теми и другими. Иног­да обе семьи совместно проводят досуг. Расширяется круг ближай­ших родственников ребенка, в том числе сиблингов (братьев/сестер), что, по мнению некоторых авторов, может даже благоприятно сказать­ся на социализации личности.

3. Во многих исследованиях семьи по степени удовлетвореннос­ти супругов своим браком выстраивался континуум, на полюсе которого находились семьи, в которых оба супруга в значительной мере удовлетворены своим браком, на другом — оба не удовлетворены, но сохраняют брак или собираются разводиться с различными про­межуточными вариантами.

4. Педагогическая типология семьи связана с построением кон­тинуума по признаку благополучия семьи, в основе которого обычно лежит выполнение воспитательной функции, а распространенными индикаторами соответствующего неблагополучия обычно выступали: постановка подростка на учет в детской комнате милиции, неуспева­емость ребенка в школе и т.д.

 

5.Наконец, с точки зрения соответствия брачно-семейных отно­шений общественным нормам выделялись семьи:

5.1Патриархальные (традиционные) - отношения в которых ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж- отец — «кормилец», материально обеспечивает семью, представ­ляет ее в обществе, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена — не работает (или престиж ее работы, зара­боток заметно ниже, чем у мужа), занимается воспитанием детей, ведет домашнее хозяйство. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение;

5.2               Современные (эгалитарные) семьи. С.И.Голод не очень удачно называет такой тип семьи «супружеским», подчеркивая, что отно­шения в ней «определяются не родством, не родительством, а брач­ностью с непременной акцентацией личностных аспектов» (Го­лод С.И., 1989), т.е. нормы любви, эмоциональной близости, взаимо­уважения распространяются на всех членов семьи;

5.2.1 Семью коллективистскую (или в терминологии западных авторов «двухкарьерную»), в которой профессиональная и обществен­ная деятельность обоих супругов равноважна; супруги гибко (или при активном участии мужа) распределяют домашние обязанности, со­вместно проводят досуг, коллективно принимают решения;

5.2.2 Семью индивидуалистическую, в которой внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя рабо­та сведена до минимума, а при обсуждении важнейших решений воз­можны серьезные конфликты, если задеты чьи-либо индивидуаль­ные интересы.

6.     С точки зрения права, семьи могут быть разбиты на две боль­шие группы: если в первой отношения между супругами признаны обществом (между ними заключен брак), то во второй этого нет (наиболее представлены здесь добрачные союзы молодых людей).

И, наконец, завершая рассмотрение типологии семей, нельзя не упомянуть о так называемых «альтернативных стилях жизни», к кото­рым относятся:

гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том чис­ле официально регистрируемые в некоторых странах. При этом не исключается возможность воспитания (посредством усыновления) или даже рождения (в женских диадах —с привлечением мужчин-«до- норов») детей;

открытый брак, описанный супругами О'Нейлл, отношения в ко­тором строятся на основе гуманистических принципов, предполага­ющих в частности, что человек в течение жизни меняется, испытывая «внутренний рост». Стремление к самоактулизации каждого из суп­ругов подразумевает, помимо прочего, и частную жизнь каждого из них, в том числе глубокие, значимые отношения (не исключая сексу­альных) с другими людьми;

свининг — англ.: дословно — качающийся, колеблющий­ся), по сути являющийся возобновлением практики, известной с древ­ности, когда достаточно традиционные в остальных отношениях суп­ружеские пары временно обмениваются сексуальными партнерами. Одно время на Западе существовали клубы и журналы, публиковав­шие объявления таких пар, создавая необходимые условия для тако­го стиля жизни;

групповой брак — название конвенциально и не совсем точно, так как, насколько нам известно, юридически он не признавался. Об этой форме отношений между полами известно этнографам. В США она распространилась в период и после студенческих волнений 1960- х годов. В групповом браке состоят трое и более лиц, между которы­ми могут быть парные (в том числе гомосексуальные) или неупорядо­ченные сексуальные отношения. Вопреки распространенному мне­нию, в таких отношениях в США состоят обычно люди старше 30 лет. В литературе по этому поводу ничего не говорится о рождении и вос­питании детей в таких условиях. Вполне возможно, что в этом случае пара становилась моногамной и «выходила из игры»;

двухшаговый брак предполагает заключение между супругами специфического брачного контракта, оговаривающего их права и обя­занности на различных этапах семейной жизни. Важнейшими харак­теристиками ее первой фазы («первого шага») является отсутствие детей и возможность через заранее заданное время прекращения отношений без процедуры развода.

Существуют и некоторые другие описания (имеющие различную религиозную окраску) моногамной семьи, остающейся в пределах различного рода культурных вариаций внутрисемейных отношений и их правового регулирования.

Кратко рассмотрев типы семьи (и шире — отношения между по­лами), следует задаться вопросом о том, почему моногамная семья, по-видимому, остается в настоящее время доминирующей. Или, ина­че говоря, каковы ее функции?

Категория: Социальная психология | Добавил: Liliya (24.10.2013)
Просмотров: 1450 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]