Целями применения психологической коррекции (психокоррекции)
является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических
функций человека, отклонений от оптимального уровня его
индивидуально-психологических особенностей и способностей.
Выделяется пять видов стратегий психокоррекции
(Ю.С.Шевченко):
1. Психокоррекция отдельных психических функций и
компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление,
фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и
т.д.), либо коррекция личности.
2. Директивная или недирективная стратегия
психокоррекционного воздействия.
3. Коррекция, направленная на индивида или
сконцентрированная на семье.
4. Психокоррекция в форме индивидуальных или
групповых занятий.
5. Психокоррекция как компонент клинической
психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний, либо как
основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с
отклонениями в поведении и социальной адаптации.
В отличие от психологического консультирования при
психокоррекции роль клиента или пациента оказывается не столь активной и даже
чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически
адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых
программ. Активность клиента или пациента заключается лишь в желании
измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой. Человек готов
«вручить себя» клиническому психологу или психотерапевту для того, чтобы тот
восполнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и
навыки. Даже, если речь идет о психокоррекции личностных или
характерологических свойств, то имеется ввиду, что основным способом изменений
и психологической помощи должен быть процесс научения эффективному принятию
себя и реальности, а не философское осмысление своего места в мире, своих
возможностей и способностей.
Психокоррекция в отличие от психологического консультирования
использует в качестве основных методов манипулирование, формирование и
управление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии,
уровне развития психических функций или индивидуально-личностных качеств. Заданными
оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли материала, из которого
«лепится» оптимальный для него или идеальный для общества образ. Ответственность
за психологические изменения ложится исключительно на психолога.
Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до
нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (женского
обаяния, личностного роста, сексуальный тренинг и пр.).
В клинической психологии психокоррекция используется при
выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с
характерологическими девиациями и личностными аномалиями, а также при
невротических психосоматических расстройствах. Выработка оптимальных навыков
происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известными являются: аутотренинг,
поведенческая (бихевиоральная) терапия, нейролингвистнческое программирование,
психодрама, трансакгный анализ (Е.Bern).
Аутогенная тренировка (аутотренинг)
является методикой, направленной на овладение навыками
психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Под релаксацией
(расслаблением) понимается состояние бодрствования, характеризующееся
пониженной психофизиологической активностью, ощущаемое либо во всем организме,
либо в любой его системе. В клинической психологии, особенно при
психосоматических расстройствах и заболеваниях используются такие разновидности
как собственно аутогенная тренировка с т.н. нервно-мышечной релаксацией и
методика биологически обратной связи.
При прогрессивной мышечной релаксации происходит
обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию релаксации
(расслабления) в определенных группах мышц с целью снятия вторичного
эмоционального напряжения. Аутогенная тренировка проводится в несколько
этапов, направленным на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного
напряжения к конкретной мышце или группе мышц, с последующим становлением
«привычки отдыхать».
Поведенческая психотерапия
изобилует методиками, основанными на выработке
условно-рефлекторной деятельности с целью купирования психопатологической
симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватным,
невротическим. Наиболее известными методиками являются методики
«систематической десенсибилизации» и «парадоксальной интенции», применяемые для
лечения навязчивых страхов. При «систематической десенсибилизации» происходит
погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (воображаемое или реальное) с
формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой
болезненной. Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена
на изменение отношения пациента к фобиями за счет «переворачивания» этого
отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофобии, страхе покраснеть
научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть
все увидят, как это тебе удается»). Задача парадоксальной интенции — лишить
эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор.
Нейролингвистическое
программирование представляет
собой систему психологических манипуляций на основании изучения лингвистической
мета-модели человека, суть которой, заключена в признании шаблонности для
каждой группы людей или одного человека лингвистической системы познания мира и
самого себя, выражения чувств и решения проблем. Для этого в нейролингвистическом
программировании (НЛП) существует понятие модальности — наиболее типичном и
характерном для индивида способе восприятия и отражения окружающей реальности.
Выделяют три разновидности модальности:
визуальная, аудиальная и кинестетическая.
После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция
его поведения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться.
В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором — о
манипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов. Целью
программирования является выработка определенной стратегии поведении,
желательной для человека или окружения.
В рамках нейролингвистического программирования используется
несколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора».
Основным же считается «рефрейминг» — переформирование
личности, придание ей новой заданной формы. В основе рефрейминга лежат
следующие базовые положения нейролингвистического программирования:
1. Любой симптом, любая реакция, либо поведение
человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они
считаются только тогда, когда используются в несоответствующем контексте;
2. У каждого человека существует своя субъективная
модель мира, которую можно изменить;
3. Каждый человек обладает скрытыми ресурсами,
позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и
субъективную модель мира.
Рефрейминг осуществляется чаще всего в шесть этапов. На
первом определяется симптом; на втором пациенту предлагается произвести
своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологическую,
представленную симптомом) и вступить в контакт с частью, отвечающей за
формированием и проявление симптома, и осмыслить механизм его возникновения; на
третьем — производится отделение симптома от первоначального мотив (намерение);
на четвертом — обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение
иными путями с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или
мыслями); на пятом и шестом — формирование согласия всего Я на новую связь.
В процессе психодрамы происходит разыгрывание
человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков
оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при
наличии у индивида характерологических девиаций и «комплекса неполноценности».
Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в
различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие ему
и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы.
Трансактный анализ
рассматривает личность человека как совокупность трех
состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Сутью их
является генетически запрограммированный паттерн поведения и проявления
эмоциональных реакций. Ребенок проявляет себя инфантильными чертами характера и
отношения к реальности, Взрослый — признаками зрелой психической деятельности,
а Родитель характеризуется наличием нормативных и оценивающих стереотипов
поведения. Психологическое взаимодействие, с точки зрения E.Bern, происходит в
виде диадного контакта (трансакции) при использовании тех или иных ролей.
Основная цель трансактного анализа состоит в том, чтобы дать понять индивиду
особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей
терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.
|