Свойства
восприятия: 1. Целостность, т.
е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность
целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом
свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и
которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они видят
не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и
величины, т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели
целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется
зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее
путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.
е. восприятие — система перцептивных действий, которыми
надо овладеть. 2. Константность восприятия —
благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно
постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником
константности восприятия являются активные действия перцептивной системы
(системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие
одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно
постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность
восприятия — не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности
восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например,
когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили,
пешеходы кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на
высоте, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их
размеров. 3. Структурность восприятия
— восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически
абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая
музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее
исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные
звуковые ощущения различны. 4.
Осмысленность восприятия
— восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. 5.
Избирательность восприятия
— проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с
другими. Швейцарским
психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна
всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро), и только
некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна
как таковые. Т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска
ответа на вопрос: «что это такое?». Центральной
категорией психологии познавательных процессов является категория образа. Образ
выступает исходным пунктом и одновременно результатом любого познавательного
акта. В широком смысле под образом понимается всякая (в том числе и
абстрактно-логическая) субъективная форма отражения реальности. В более узком
смысле «образ» используется для обозначения чувственных форм отражения, т. е.
таких, которые имеют сенсорную (образы ощущения, восприятия, последовательные
образы и др.) или квазисенсорную природу (образы памяти, воображение,
галлюцинации, сновидения и др.). При
описании процесса построения образа воспринимаемого объекта различают стимулъную
и деятелъностную парадигму (С. Д. Смирнов). Стимульная
парадигма рассматривает процесс построения образа как реактивный (рефлекторный)
процесс, в котором можно выделить три этапа: 1. Получение и селекция чувственных ощущений различной
модальности от воздействующих на организм раздражителей. 2. Складывание из полученных таким образом
ощущений целостного образа предмета в результате присоединения к этим ощущениям
образов памяти о прошлых воздействиях данного предмета на органы чувств той же
модальности, что и актуальное воздействие. 3. Применение к полученному таким образом
чувственному образу различных приемов смысловой обработки (обобщение,
категоризация, абстрагирование и т. п.). Так складывается схема С1 (стимул) —
01 (система обработки чувственных данных) — Р1 (реакция, ответное действие), С2
— 02 — Р2 и т. д., пока не получен уточненный образ Оо. Таким
образом, подчеркивается, что воздействующие раздражители являются главным
фактором в возникновении психических образов. Но данная схема не
объясняет, как происходит отбор тех или иных чувственных впечатлений для
дальнейшей «переработки», ведь в любой момент мы испытываем огромное количество
воздействий, но не все воздействия «перерабатываем». Стимульная парадигма не
может объяснить следующие психологические особенности: неопределенность
ожидания человека относительно характера предъявляемого объекта в условиях
кратковременной его демонстрации сильнее нарушает процесс опознания, чем
нечеткость изображения в физическом плане (контраст, яркость, фокусировка), а с
другой стороны, человек часто видит реально отсутствующие части объекта, если
они должны иметь место в соответствии с принципом правдоподобия. Стимульной
парадигме противостоит деятелъностная парадигма, согласно которой любой
психический образ, кроме ощущения, имеет подлинно активную, а не реактивную
природу, т. е. он не является ответом на внешнее воздействие.
Стимуляция органов чувств служит не толчком к началу построения образа,
в лишь средством для проверки, подтверждения, и, если необходимо, коррекции перцептивных
гипотез, которые строятся субъектом непрерывно в качестве
средства вычерпывания информации из окружающего мира. Пока
гипотезы (пусть даже ошибочной) нет, процесс построения образа даже не может
начаться. Именно познавательное движение субъекта навстречу миру в форме
выдвижения и проверки гипотез, сформулированных «на языке» чувственных
впечатлений, является начальным звеном процесса построения образа. Отражение
здесь строится по принципу встречного уподобления с постоянным сравнением
ожидаемого и реально имеющего место на чувственном входе, так что образ,
который мы видим, есть не что иное, как наша собственная перцептивная гипотеза,
апробированная сенсорными данными. Если механизм проверки построенной
гипотезы по каким-либо причинам нарушается (это может иметь место при разных
заболеваниях, в состоянии крайней усталости, при приеме наркотиков, в условиях
перцептивной изоляции и др.), то мы можем «увидеть»собственную гипотезу,
которой ничто не отвечает во внешнем мире. Такие образы называются галлюцинациями. Другой
класс неадекватных образов составляют иллюзии. Они возможны потому, что
тщательность проверки гипотезы зависит от степени ее правдоподобия. Если
какое-то событие имеет очень высокую вероятность, то мы проверяем
соответствующую ему гипотезу очень бегло, по небольшому числу признаков и можем
принять ожидаемое за реально существующее, особенно если у нас мало времени для
проверки. Откуда
берутся гипотезы, на основе чего они строятся, как корректируются или
перестраиваются и чем обеспечивается в целом высокое соответствие того, что
прогнозируется, и того, что реально имеет место? Ответить на этот вопрос можно
с помощью понятия образа мира. В качестве интегрального
конструкта познавательной сферы личности выступает целостный образ мира —
«многоуровневая система представлений человека о мире, о других людях,
себе и своей деятельности». Результатом
любого познавательного процесса выступает не некоторый новый единичный образ, а
модифицированный образ мира, обогащенный новыми элементами. (С.
Д. Смирнов) Иначе говоря, любой образ не представляет из себя самостоятельной
сущности и может быть только элементом образа мира. Отсюда следует, что главный
вклад в построение образа конкретной ситуации вносит именно образ мира в целом,
а не набор стимульных воздействий. Если
образ окружающего мира представляет собой по сути совокупность наших гипотез,
то из этого можно сделать вывод, что по самой своей природе он носит
прогностический характер, т. е. отражает не столько состояние дел в данный
момент, сколько прогноз на близкое (для поверхностного уровня) или более
далекое (для глубинных уровней) будущее. Согласно
деятелъностной парадигме познавательное действие возникает в ответ на
рассогласование прогнозируемых событий на «сенсорном входе» с тем, что реально
имеет место или в ответ на совершение самим субъектом действия, которое должно
привести к прогнозируемому изменению
чувственных впечатлений. Виды
восприятия выделяют: восприятие предметов,
времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека. Движение
окружающих
нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение
происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза
последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся
тел по отношению к тем
элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно,
что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический
эффект). Восприятие
видимого движения определяется данными о
пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным
восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором
расположен тот или иной предмет. Восприятие
пространства основывается на восприятии величины и
формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений,
а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается
бинокулярным зрением. Восприятие времени Пока не удалось
обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы
времени в соответствующие сенсорные сигналы. Самыми
популярными кандидатами на роль этого механизма остаются связанные со временем
физиологические процессы. Такими «биологическими часами» назывались сердечный
ритм и метаболизм (то есть обменные процессы) тела. Достаточно точно
установлено, что восприятие времени меняют некоторые медикаменты, влияющие
прежде всего на ритмику нашего организма. Хинин и алкоголь заставляют время
течь медленнее. Кофеин, по-видимому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой
стороны марихуана и гашиш имеют, хотя и сильное, но непостоянное влияние на
восприятие времени, они могут приводить как к ускорению, так и замедлению
субъективного времени. Все воздействия, ускоряющие процессы в организме,
ускоряют для нас и течение времени, а физиологические депрессанты замедляют
его. Существует
тенденция переоценивать отрезки времени менее одной секунды и недооценивать
интервалы более одной секунды. Если отметить начало и конец отрезка времени
двумя щелчками, а между ними оставить паузу (наполненный интервал), то он будет
восприниматься как более короткий по сравнению с равным ему отрезком,
заполненный серией щелчков. Любопытно,
что более коротким по времени кажется произнесение осмысленного предложения,
чем набора бессмысленных слогов, произносимых столько же времени.
Заполненный интенсивной деятельностью временный интервал кажется более
протяженным; систематически переоцениваются (в продолжительности) интервалы, не
заполненные значительными для человека событиями. Мы
осознаем длительность (так же как и пространство) лишь тогда, йогда существует
временной интервал между моментом пробуждения потребности и моментом ее
удовлетворения, то есть когда время мы воспринимаем как препятствие (ждем
чего-то или кого-то). В противном случае мы не обращаем внимания на переживание
нами времени. Отсюда следует основной закон восприятия времени,
сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение
времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам столь
длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений. Имеются
большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты
показали, что одно и то же может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз
быстрее, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же испытуемого
восприятие времени чрезвычайно варьирует в зависимости от душевного и
физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно.
Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как
более продолжительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными
событиями, вспоминается как быстро прошедший. Протяженность времени меньше 5
минут при воспоминании обычно кажется больше своей величины, а более длительные
промежутки вспоминаются как уменьшенные. Наша
способность судить о длительности времени позволяет образовать временное
измерение — ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем
события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события
прошлого размещаются до, а события ожидаемого будущего — после этой точки. Это
общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной
перспективы». Сенсорная депревация Ошеломляющие данные дали эксперименты с полной сенсорной
изоляцией. Людей погружали в сосуд с водой при температуре комфорта, причем они
ничего не видели и не слышали, а покрытие на их руках препятствовало получению
осязательных ощущений. Испытуемые вскоре обнаруживали, что структура их поля
восприятия начинала изменяться, все более частыми становились галлюцинации и
самовнушенные восприятия времени. Когда период изоляции заканчивался, обычно
обнаруживалась потеря способности ориентироваться в окружающем мире. Эти люди
оказывались неспособными различать формы объектов (шар и пирамиду), а иногда
даже воспринимали эти формы в измененном виде (называли трапецию квадратом). Они
видели изменение цвета там, где оно не происходило и т. п. Сознательное и подсознательное восприятие Как известно,
прием сигнала может
происходить на двух уровнях. На
нижнем уровне окружающая нас энергия воздействует на наши органы чувств, и как
только энергия раздражителей становится достаточной для того, чтобы возбудить
один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет
передано в мозг. Этот предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже
не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом. На
более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем превысить
другой порог — порог восприятия. Это порог сознательного опознания. Он
контролируется ретикулярной формацией мозга (подструктура мозга, которая
отвечает за активизацию деятельности мозга и его коры). Эксперименты Грегори
показали, что одного фотона может быть достаточно, чтобы возбудить рецептор в
сетчатке глаза, но потребовалось 8 таких порций энергии для того, чтобы наш
мозг воспринял светящуюся точку, чтобы человек осознал, что видит светящуюся
точку. Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в
зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия
изменчив, он зависит от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к
сигналу, который преодолел физиологический порог.
Итак,
между этими двумя порогами существует зона чувствительности, в которой
возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до
сознания. Эти сигналы поступают в мозг и перерабатываются
низшими центрами мозга (подсознательное, подпороговое восприятие), не
доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком, но эта информация
накапливаясь, способна влиять на поведение человека. Такой же эффект
подсознательного восприятия возможен, если время воздействия или интервал между
сигналами был менее 0,1 сек, и сигналы
не успели обработаться на уровне сознания.
|