10. Развитие личности.
Формирование
и развитие личности
Рассматривая
предыдущий вопрос, мы пришли к выводу о том, что личностью человек не
рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство
психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие
личности, существуют различные точки зрения. Эти расхождения вызваны различным
пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также
закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей
ускорения процесса развития и других вопросов.
Существует
много различных теорий личности, и в каждой
из них проблема развития личности рассматривается по-своему. Например, психоаналитическая
теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни
в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов
удовлетворения потребностей. Теория черт основывает свое представление о
развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно, и рассматривает
процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным,
небиологическим законам. Теория социального научения представляет
процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного
взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории
трактуют его как процесс становления «Я».
Однако
помимо рассмотрения проблемы развития личности с позиции той или иной теории
существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с
позиций разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось
несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное
формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные
концепции развития относят к интегративным концепциям.
Одной
из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.
Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической
предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно
проходит человек от рождения до конца своих дней.
Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его
мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
1.
Кризис доверия—недоверия (в течение первого года жизни).
2.
Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).
3.
Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести
лет).
4.
Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).
5.
Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму
(от 12 до 18 лет).
6.
Интимность и общительность в противовес личностной психологической
изолированности (около 20 лет).
7.
Забота о воспитании нового поколения в
противоположность «погружению в
себя» (между 30 и 60 годами).
8.
Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление
личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых
происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное
изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как
личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития
и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение
всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на
основе предыдущего развития.
Формируясь
и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные
качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные
варианты сочетаний положительных и отрицательных новообразований практически
невозможно. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние
линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни
почти не встречаются, но благодаря четко очерченным полюсам можно представить
себе все промежуточные варианты личностного развития человека (табл. 20.1).
Стадия развития
|
Нормальная
линия развития
|
Аномальная линия развития
|
1.Раннее младенчество
(от рождения до 1 года)
|
Доверие
к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и
ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно
важных потребностей.
|
Недоверие
к людям как результат плохого обращения матери с ребенком,
игнорирование,пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое
отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
|
2.Позднее младенчество
(от 1 года до3 лет)
|
Самостоятельность,
уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного,
отдельного, но еще зависимого от родителей человека.
|
Сомнения
в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою
неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишения,
недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения.
У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих
людей свою ущербность.
|
3.Раннее
детство (около 3-5 лет)
|
Любознательность
и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира,
подражение взрослым, включение в полоролевое поведение.
|
Пассивность
и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство
зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков
ио-лоролевого поведения.
|
4.Среднее
детство (от 5 до 11 лет)
|
Трудолюбие.
Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие
познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и
решение реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных
действий, ориентированность на задачу.
|
Чувство собственной
неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий,
ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной
неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться
посредственностью. Ощущение «затишья перед бурей», или периодом половой
зрелости. Комформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых
усилий при решении разных задач.
|
5.Половое
созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)
|
Жизненное
самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее.
Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и
экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах
межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя
лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости.
|
Путаница
ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только
о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании,
сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию
отношений с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой
активности. Смешение форм полоролево-го поведения, ролей в лидировании.
Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
|
6.
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)
|
Близость
к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить
себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность
личной жизнью.
|
Изоляция
от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними.
Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание,
изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств,
возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих
сил.
|
7.Средняя
взрослость (от 40-45 до 60 лет)
|
Творчество.
Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая,
полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семенными отношениями
и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
|
Застой.
Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность.
Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
|
8.Поздняя
взрослость (свыше 60 лет)
|
Полнота жизни.
Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие
прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой
жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не
страшна.
|
Отчаяние.
Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что
оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования,
потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново,
стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в
мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь
приближающейся смерти.
|
Процесс социализации неразрывно связан с общением и
совместной деятельностью людей. Вместе с тем в отечественной психологии
социализация не рассматривается как механическое отражение непосредственно
испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение
этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может
быть различным. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых
ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса — индивидуализации.
В
психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно
вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему
социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация
представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда
социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует
отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается
как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как
субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является
формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается
процесс развития конкретной личности.
Следует отметить, что процесс
социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте.
По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с
неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что
социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.
Одновременно с социализацией протекает
еще один процесс — инкультурация. Если
социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс
освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов
действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты
деятельности человека в различных эпохах. Следует отметить, что между данными
понятиями нет тождества. Часто мы можем наблюдать отставание одного процесса от
другого. Так, успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не
означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот, успешная
социализация не всегда свидетельствует о достаточном уровне инкультурации.
Поскольку
мы коснулись вопроса о соотношении
социализации и индивидуализации, то невольно подошли к проблеме
самоактуализации личности — одной из центральных проблем теории развития
личности. В настоящее время принято считать, что основополагающее свойство
зрелой личности заключается в потребности к саморазвитию, или
самоактуализации. Идея саморазвития и самореализации является центральной
или по крайней мере чрезвычайно значимой для многих современных концепций о
человеке. Например, она занимает центральное место в гуманистической психологии
и в акмеологии.
Рассматривая
проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся определить
причины, обусловливающие развитие человека. Большинство исследователей считает
движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей. Среди
этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление
к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу.
Наиболее важно стремление личности добиться конкретной цели или определенного
социального статуса.
Другим
вопросом, рассматриваемым в рамках общих проблем развития личности, является
вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе многих теорий
личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический
феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях
образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет
последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее
поступкам закономерный характер.
Таким
образом, ответ на вопрос об устойчивости свойств личности весьма неоднозначен.
У одних свойств, как правило тех, которые были приобретены в более поздние
периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; у других
личностных качеств, чаще всего приобретенных в ранние годы и так или иначе
обусловленных органически, она есть. В большинстве исследований, посвященных
данной проблеме, отмечается, что реальное поведение личности, как устойчивое,
так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в
которых находится человек.
По
нашему мнению, человек обладает целым рядом характеристик личности, которые
являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присутствуют у всех
людей. Это так называемые интегративные характеристики, т. е. черты личности,
формирующиеся на основе более простых психологических характеристик. К числу
таких характеристик необходимо прежде всего отнести адаптационный потенциал
личности.
Данное
понятие было предложено нами на основании анализа многочисленных
экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации. По нашему
мнению, каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т. с.
набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно
адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития
адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует
свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о
постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность
поведения в тех или иных условиях.
1.
Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.
2.
Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность» и
«индивидуальность».
3.
Что входит в структуру личности?
4.
Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности
5.
В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?
6.
Расскажите о структурном подходе А. Н. Леонтьева.
7.
Расскажите о том, как рассматривались проблемы личности в работа? Б. Г.
Ананьева.
8.
В чем состоит комплексный подход к исследованию личности Б. Ф. Ломова?
9.
В чем состоит концепция развития личности Э. Эриксона?
10.
Что вы знаете о проблеме исследования устойчивости личностных свойств?
|