Виды внимания![](file:///C:/DOCUME~1/Admin/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.gif)
Различают
три вида внимания: непроизвольное,
произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное
внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание,
вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного
раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
В
психологической литературе употребляют несколько синонимов для обозначения непроизвольного
внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других эмоциональным. Оба синонима помогают раскрыть особенности
непроизвольного внимания. Когда говорят о
пассивности, то оттеняют зависимость непроизвольного внимания от
объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны
человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное
внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и
эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий,
направленных на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия
его причинам, побуждающим человека к деятельности.
Итак,
непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу
каких-то его особенностей.
Известно,
что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.
Новизна
раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.
Предметы,
вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные
цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное
сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного
внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет,
вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное
время приковывает его внимание.
Интерес,
как
непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное
отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших
причин длительного непроизвольного внимания к предметам.
Синонимами
слова произвольное (внимание) являются слова активное или волевое.
Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении
внимания на объекте. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое
сосредоточение на объекте.
Человек
сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что
должен делать.
Этот
вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте,
человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в
течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание
обязано труду.
Произвольное
внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности.
Произвольное
внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация
сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы
сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в
действиях.
Итак,
причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является
постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение
которой человек несет ответственность.
Есть
целый ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение внимания.
Сосредоточение
внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое
действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги,
когда чтение сопровождается конспектированием.
Важным
условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному
человеку очень трудно сосредоточиться.
Многочисленные наблюдения и опыты
показывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при
выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно
сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами,
посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями,
болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет
произвольное внимание человека.
Произвольное
внимание — сознательное сосредоточение на определенной
информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.
Послепроизволъное
внимание — вызывается через вхождение в деятельность и
возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется
целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя
послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание
является самым эффективным и длительным.
Закономерность
циркуляции, флуктуации внимания — через каждые 6—10 секунд мозг человека
отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть
информации может быть потеряна.
Исследования
Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что качество внимания зависит от
свойств нервной системы человека.
Обнаружилось,
что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться,
а с сильной — даже повышают концентрацию внимания. Люди с инертной нервной
системой испытывают затруднения в переключении и распределении внимания.
Однако
и дефицит раздражителей, информации — фактор неблагоприятный. Исследования
показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей
среды и из собственного организма (сенсорная депривация, когда человека
помещают в звуконепроницаемую камеру, надевают светонепроницаемые очки,
помещают в теплую ванну для снижения кожной чувствительности), то нормальный
физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в
управлении своими мыслями, он-теряет ориентировку в пространстве, в строении
собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании
людей после такой изоляции у них наблюдали нарушения восприятия цвета, формы,
размера, пространства, времени, иногда утрачивалась константность восприятия.
Все
это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим
определенный приток сигналов из внешней среды. В то же время избыточный приток
сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека к ошибкам.
Эти ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых
между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней
среды, связаны с основной характеристикой внимания — его фиксированным объемом.
Нарушение внимания.
Среди основных
проблем в области умения слушать и слышать наиболее часто встречаются
следующие:
1.
физиологические;
2.
рассеянность;
3.
скука;
4.
забывчивость;
5.
плохо различимые звуки.
Физиологические.
За
исключением тех случаев, когда физические отклонения не являются следствием
болезни, большинство слуховых патологий проистекают от неумения обращаться с
органом слуха. С ним нужно обращаться как с ценным музыкальным инструментом,
что подразумевает поддержание его в хорошем рабочем состоянии и недопустимость
плохого обращения.
В современном обществе наше внутреннее ухо постоянно
бомбардируется звуками, которые намного превосходят допустимый для него
уровень. Насколько это представляется возможным, нужно стараться избегать
тесного контакта с машинами, производящими различные сильные звуки, — особенно
это касается самолетов, а также звукоусилительной аппаратуры. Как показали
исследования, проведенные среди мабаанов, если за слухом тщательно следят, с
возрастом не возникает никаких ухудшений.
Рассеянность.
Рассеянность
в процессе слушания обычно возникает по двум причинам: она зависит от
окружающей обстановки и ваших собственных внутренних мыслей.
Одной из удивительных способностей вашего мозга
является способность отбрасывать звуки, которые не представляют для него
интереса. Таким образом, к примеру, на вечеринке влюбленные могут улавливать
слова, произнесенные друг другу шепотом среди общего шума. Точно так же мать
может различить крик своего ребенка среди шума большой толпы.
Одна лишь осведомленность о данном умении поможет вам
не реагировать на посторонние звуки. Не обращая внимания на шум, который вас
только отвлекает, сконцентрируйтесь на том, что вы хотите услышать, и ваш мозг
автоматически перестанет воспринимать шумы, слышать которые вы не желаете.
В следующий раз, когда попадете на шумное сборище,
отдавайте себе отчет: что вы хотите услышать, а что вам слышать не нужно. Вы
увидите, что способны, отбрасывая окружающий шум, обращать внимание только на
человека, который вас интересует, или на разговор, который содержит информацию,
имеющую для вас определенную важность.
Отметьте, каким образом ваш разум и ваше тело «дает
себе установку» на слушание, и постарайтесь использовать это в следующий раз,
если вы попадете в ситуацию, когда окружающий шум будет невыносим. Вы увидите,
что этот шум вовсе не является непреодолимой помехой. Как свидетельствуют
многие люди, часто, когда их окликали или звали по имени, они были настолько
сосредоточены на репликах собеседника, что просто ничего другого не слышали.
Ваш мозг может как «отключать», так и «подключать»
свое слуховое восприятие. Очень многие люди могут спать, несмотря на невероятный
ночной шум, и в то же время способны проснуться от шепота любимого человека или
от мягкого звука будильника. Зная об этой способности, желательно ее постоянно
тренировать: чем больше вы будете ее использовать, тем больше пользы она вам
принесет.
Это вы можете делать, сознательно принимая решение
слушать окружающие звуки. Если вы на шумной улице, попробуйте в первую очередь
прислушаться к звуку шагов по мостовой, потом к песням птиц, потом к
специфическим звукам, издаваемым транспортом. Точно также, если вы находитесь у
себя дома, прислушивайтесь по отдельности к различным звукам: шуму воды, вою
ветра, звукам уличного движения.
Вторая форма рассеянности проистекает от ваших
собственных мыслительных процессов. Это часто случается, когда вы утомлены или
страдаете от сильного стресса. Одним из наиболее эффективных способов избежать
подобной рассеянности является тренировка слуховой памяти для того, чтобы
улучшить восприятие и воспроизведение.
Если вы будете это делать, ваш мозг научится
концентрироваться на процессе слухового восприятия, а не будет «витать в
облаках», утратив память и внимание. Все это очень тесно связано с другой
большой проблемой.
Скука.
Скука обычно приходит тогда, когда мы обязаны быть
внимательными, но ситуация не вызывает у нас интереса. В результате возникает
полная рассеянность и практически полная потеря услышанной информации. Кроме
попыток приложить все усилия и найти хоть какой-либо интерес, рекомендуется
способ, который применяется при совсем уж скучных ситуациях. Это резкая критика.
Если вы слушаете речь, которая вам крайне интересна,
вы полностью «превращаетесь в слух». Но речь столь же хорошо воспринимается,
когда ее суть противоположна вашим собственным взглядам или когда говорит
человек, которому вам очень хочется возразить.
Итак, «превратитесь в слух», когда вы будете слушать
нечто скучное! Слушайте с вниманием, нацеленным исключительно на конструктивную
критику всего, что бы вы ни услышали. Если вы сделаете это, ваш мозг всегда
будет готов воспринимать всю нужную информацию, которую вы услышите.
Забывчивость.
Забывание того, что вы услышали (или того, что вы
должны были услышать), может быть очень неприятным для вас и означает потерю
времени и для вас, и для вашего собеседника. Несомненно, вы должны заботиться о
своем слуховом аппарате, не отвлекаться на посторонние звуки и свои собственные
внутренние мысли, а также использовать резкую критику для того, чтобы побороть
скуку. Но вы также можете овладеть еще тремя способами улучшения умения
слушать. Это самомотивация, внутренняя установка на слушание, выбор ключа.
Самомотивация очень тесно связана с силой воли и
целенаправленностью, которые являются испытанными и опробованными методами
улучшения качества любого умственного труда.
Внутренняя установка на слушание может быть сделана
путем разработки своих собственных индивидуальных упражнений, в которых вы
активно будете ставить себе задачу услышать как можно больше из того, что
происходит вокруг вас: на работе, во время путешествия, при общении, на
вечеринках, в деревне, перед сном. Давайте себе небольшие конкретные задания на
определение разницы в интонациях голоса, в пении различных птиц, а также в
общем уровне шума на работе и дома в разное время.
Выбор ключа основан на том факте, что ваш мозг
запоминает не списками, строчками и предложениями, а путем привязывания
ключевых слов и образов друг к другу. Для того чтобы вспомнить то, что было
сказано, концентрируйте свое внимание не на общем смысле предложения, а на
ключевых элементах, которые составляют основу того, что было произнесено.
Как только ключевые элементы созданы, попытайтесь
мысленно выстроить из них связанную цепочку, визуализируя основные мысли, в то
время как речь продолжается. Выбор ключевых элементов будет не только
способствовать лучшему воспроизведению большей части сказанной информации, но
также значительно повысит вашу способность понимать то, что вы услышали, делать
соответствующие комментарии, задавать разумные вопросы.
Плохо различимые звуки.
Эта проблема имеет совсем другой характер, чем
предыдущие четыре, и особенно беспокоит, когда вам очень необходимо уследить за
содержанием сказанного, а проговаривается оно невнятно. Человек часто
пропускает основные элементы разговора, речи, лекции просто потому, что они не
доходят до слушателя из-за того, что оратор не говорит, а бормочет, «жуёт»
слова или слишком удален.
Поскольку намерение говорящего обычно заключается в
том, чтобы дать полностью всю информацию, он зачастую останется доволен, если
ему мягко дадут понять, что его не очень хорошо слышно.
Важной
особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию
при обучении и тренировке. Но все-таки развивать внимание можно с помощью
психологических упражнений, например:
1. «Игры индейцев» для
развития объема внимания: двум или нескольким соревнующимся в течение короткого
времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит
судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее
число предметов. Так, один фокусник добился того, что быстро проходя мимо
витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.
2. «Печатная машинка» — это классическое
театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается
1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны «выстучать»
его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает
хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя —
вторая буква, хлопок ученика и т. д.
3.
«Кто быстрее?»
Людям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого
текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность
выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных
ошибок — пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше
успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.
Для
тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить:
предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую —
горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с
зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву
зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Цель
такой тренировки — выработка привычных, доведенных до автоматизма действий,
подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в
зависимости от возраста (мл. школьники — до 15 мин., подростки — до 30 мин.).
4. «Наблюдательность». Детям
предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу —
то,
что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их
одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои
описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В
этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
5. «Корректура». Ведущий пишет на листе
бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых
словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу
исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику,
который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно
проведение соревнований в парах.
6. «Пальцы». Участники
удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести
пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде
«Начали» медленно вращают большие пальцы один вокруг другого с постоянной
скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг
друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить
упражнение. Длительность 5—15 минут. Некоторые участники испытывают необычные
ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их
движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти
трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
Контрольные
вопросы
1. Дайте
характеристику внимания как психического явления.
2. Какие
вы знаете виды внимания?
3. Дайте
характеристику непроизвольного и произвольного внимания.
4. Что
вы знаете о послепроизвольном внимании?
5. Назовите
основные свойства внимания и раскройте их суть.
6. Что
вы знаете об объеме внимания?
7. Что
такое мнимая и подлинная рассеянность?
8. Расскажите
о развитии внимания у ребенка.
|