Речь
Речь — специфически
человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка.
Речь — наиболее
распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ
выражения мысли.
Речь является основой
мышления.
В речевой деятельности
участвует весь головной мозг человека. Речь — сильное средство воздействия на
человека, на его эмоциональное состояние, а через него — на деятельность внутренних
органов.
Медработники всегда
должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово —
ранит».
Речь и язык не
тождественны. Язык является более общим понятием. Это система кодов,
обозначающих объекты и их отношения. Речь представляет собой индивидуальное
пользование языком.
Различают внешнюю и
внутреннюю речь.
Внешняя речь
подразделяется на устную и письменную. Речь, произносимая вслух, называется
устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме,
плавности отражается личность человека.
Устная речь бывает в
виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делится на
пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение).
Развитие письменной речи
связано с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются
индивидуальные особенности письма — почерк. Он зависит от типа личности, пола,
эмоционального состояния, от заболевания.
Письменная речь
подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды
речи, так и какой-нибудь один из них.
Внутренней речью
называется речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при
чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим
собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.
В основе речи лежит
координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где
находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они
локализуются в доминантном полушарии (у правшей — слева).
Слуховой центр (центр
Вернике) расположен в левой височной доле (первая височная извилина). Он
обеспечивает правильное понимание речи других людей, узнавание слов. Его
нарушение приводит к сенсорной афазии, недоразвитие — к сенсорной алалии.
Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является
доминирующим в отношении других центров.
Двигательный центр
(центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций
приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при
сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.
Письменная речь может
функционировать при участии теменно-височно-затылочных отделов коры левого
полушария. При их повреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать
тексты, осуществлять графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).
Для правильного развития
и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи,
множество других факторов. В частности, необходимыми являются определенный уровень
мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстно-го и артикуляционного
аппарата, отсутствие поражения бульбар-ной группы черепно-мозговых нервов.
Речь имеет свои
свойства.
Содержательность речи определяется
количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и
соответствием действительности.
Понятность речи достигается
синтаксически правильным построением предложений, а также применением в
соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее
эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой,
энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Бездейственность речи заключается в ее
влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Речь выполняет
определенные функции:
1) функция выражения заключается в том, что,
с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства,
переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее
эмоциональность значительно расширяют возможности общения;
2) функция воздействия заключается в
способности человека посредством речи побуждать людей к действию;
3) функция обозначения состоит в способности
человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности
присущие только им названия;
4) функция сообщения состоит в обмене мыслями
между людьми посредством слов, фраз.
Для медработника речь
больного является главным источником огромного объема информации. Прежде всего,
это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный
момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность выражений могут
дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи
— об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения — о
функционировании артикуляционного аппарата и др.
Вместе с тем
предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего, он
должен обладать умением слушать. Кроме того, он должен направлять беседу с
целью получения наибольшей информации и коррекции эмоционального состояния
больного или неправильного отношения к своему самочувствию.
Вопросы должны
задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является
минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование
невербального общения (положительный язык лоз, жестов, мимики; взгляд и
визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.).
Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при
этом следующие: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к
собеседнику; проявлять уместную в данной ситуации вежливость; не ставить в
центр внимания собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны
быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации. Следует говорить о
том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».
Расстройства речи
Причины нарушения речи
различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.
Афония — временная
функциональная потеря голоса.
Афазия — расстройства речи. Выделяют
виды афазии:
- сенсорная афазия — нарушается восприятие
обращенной речи;
- моторная афазия — неспособность или
заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь
краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов;
- амнестическая афазия — забывание названия
предметов. Нарушается процесс называния видимых или нарисованных предметов.
Аграфия — расстройства
письменной речи.
Алексия — расстройство чтения.
Контрольные вопросы
1. Дайте
общую характеристику речи.
2. Дайте
характеристику речи как средства общения.
3. Что
вы знаете о физиологических основах речи?
4. Охарактеризуйте
основные виды речи.
5. Какие
вы знаете нарушения речи?
6. В чем
выражаются теоретические проблемы происхождения речи?
7. В чем
проявляются эмоционально-выразительные функции речи?
|