Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Речь, интеллект, внимание.

Речь

Речь — специфически человеческая норма психической дея­тельности, использующая средства языка.

Речь — наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли.

Речь является основой мышления.

В речевой деятельности участвует весь головной мозг челове­ка. Речь — сильное средство воздействия на человека, на его эмоциональное состояние, а через него — на деятельность внут­ренних органов.

Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляю­щей силе слова. «Слово лечит, слово — ранит».

Речь и язык не тождественны. Язык является более общим по­нятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отноше­ния. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком.

Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь, произносимая вслух, называется устной и служит целям общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражает­ся личность человека.

Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делится на пассивную (слушание) и активную, или экспрессивную (говорение).

Развитие письменной речи связано с развитием самого рече­вого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма — почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.

Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При па­тологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.

Внутренней речью называется речь «про себя», которая проис­ходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой. Она осуществляется беззвучно и в более сжатом виде.

В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доми­нантном полушарии (у правшей — слева).

Слуховой центр (центр Вернике) расположен в левой височ­ной доле (первая височная извилина). Он обеспечивает правиль­ное понимание речи других людей, узнавание слов. Его наруше­ние приводит к сенсорной афазии, недоразвитие — к сенсорной алалии. Слуховой центр формируется первым в процессе развития речи и является доминирующим в отношении других центров.

Двигательный центр (центр Брока) находится в нижней лобной извилине. Нарушение его функций приводит к моторной афазии, потере способности произносить слова при сохранности понимания речи. Его недоразвитие у детей вызывает моторную алалию.

Письменная речь может функционировать при участии теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их по­вреждении нарушается возможность узнавать буквы, читать тексты, осуществлять графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).

Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других фак­торов. В частности, необходимыми являются определенный уро­вень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстно-го и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбар-ной группы черепно-мозговых нервов.

Речь имеет свои свойства.

Содержательность речи определяется количеством выражен­ных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным постро­ением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщен­ностью. По своей выразительности она может быть яркой, энер­гичной или, наоборот, вялой, бледной.

Бездейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

1)  функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения;

2)  функция воздействия заключается в способности человека по­средством речи побуждать людей к действию;

3)  функция обозначения состоит в способности человека посред­ством речи давать предметам и явлениям окружающей действи­тельности присущие только им названия;

4)  функция сообщения состоит в обмене мыслями между людь­ми посредством слов, фраз.

Для медработника речь больного является главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о раз­витии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент. Объем словарного запаса, построение фраз, точность вы­ражений могут дать представление об интеллекте и образовании пациента; темп и интонация речи — об эмоциональном состоянии или темпераменте; четкость произношения — о функционирова­нии артикуляционного аппарата и др.

Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медработника. Прежде всего, он должен обладать умением слу­шать. Кроме того, он должен направлять беседу с целью получе­ния наибольшей информации и коррекции эмоционального со­стояния больного или неправильного отношения к своему само­чувствию.

Вопросы должны задаваться в понятной для больного форме. При этом желательным является минимизация отвлеченности от темы со стороны медработника и использование невербального общения (положительный язык лоз, жестов, мимики; взгляд и визуальный контакт; адекватное изменение высоты и интонации голоса и т.д.). Речь является важным фактором межличностного общения. Основные требования при этом следующие: сохранять доброже­лательное, уважительное отношение к собеседнику; проявлять уме­стную в данной ситуации вежливость; не ставить в центр внима­ния собственное «Я»; тема разговора и форма выражения мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситу­ации. Следует говорить о том, что интересует вашего собеседника и избегать «барьеров общения».

 

Расстройства речи

Причины нарушения речи различны и связаны с нарушением памяти, внимания, мышления.

Афония — временная функциональная потеря голоса.

 Афазия — расстройства речи. Выделяют виды афазии:

сенсорная афазия — нарушается восприятие обращенной речи;

-   моторная афазия — неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Нарушается связь слов. Речь краткая, телеграфная, с малым запасом, с повторением слов;

амнестическая афазия — забывание названия предметов. На­рушается процесс называния видимых или нарисованных пред­метов.

Аграфия — расстройства письменной речи.

Алексия — расстройство чтения.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику речи.

2. Дайте характеристику речи как средства общения.

3. Что вы знаете о физиологических основах речи?

4. Охарактеризуйте основные виды речи.

5. Какие вы знаете нарушения речи?

6. В чем выражаются теоретические проблемы происхождения речи?

7. В чем проявляются эмоционально-выразительные функции речи?

Категория: Психология | Добавил: Liliya (22.09.2013)
Просмотров: 822 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]