4.
Речь,
интеллект, внимание.
Речь
Общая
характеристика речи
Одним из
основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим
закономерности его физиологического, психического и социального развития,
является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством
языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо
знать язык и уметь им пользоваться.
В
психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — это система условных
символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей
определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет
собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия.
Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом
общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является
то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие,
и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка,
человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка,
которым владеет.
Язык —
это достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную
систему значащих слов, названную лексическим
составом языка. Кроме того, язык имеет определенную систему различных форм
слов и словосочетаний, что составляет грамматику
языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
Основное
предназначение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он
обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. (Пример с машиной)
В
отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который
может осуществляться в форме сообщения,
указания, вопроса, приказания. С
психологической точки зрения, общение посредством языка — это не менее сложное
явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо
информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие
определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово, как мы говорили,
есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня,
или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст.
Кроме
содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается
и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление
называется эмоционально-выразительной
стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем
для произнесения высказываемой фразы.
И
наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто
содержится смысловой подтекст,
отражающий цель (или мотив речи), с
которой была сказана та или иная фраза. Когда мы спросили о машине, то тем
самым показали собеседнику, что нас интересуют марки автомобилей и все, что с
ними связано. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в
качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой
подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла. Например, мы
произнесли вопрос об автомобиле, зная об увлечении нашего собеседника автомашинами,
и тем самым предприняли попытку изменить тему разговора или еще больше
расположить собеседника к себе, показав ему, что нас интересуют те же проблемы,
что и его.
Таким
образом, речевое общение — это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет
А. Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение
своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида
речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее
построения и применения разных речевых средств»*. Вполне естественно, что то же
самое относится и к пониманию речи.
Современному
состоянию речи как универсальному средству общения предшествовал длительный
процесс филогенетического развития человека. Следует отметить, что речь — это
специфически человеческая деятельность. Речь, а вместе с ней и язык возникли
впервые лишь в человеческом обществе. Возможно, возникновение речи было
связано со способностью человека трудиться, так как в процессе коллективного
труда возникла необходимость координировать совместные усилия участников
трудового процесса.
У
современной науки есть основание полагать, что первым средством общения была комплексная кинетическая речь.
Предполагается, что эта форма речи, связанная с первобытным образным
мышлением, существовала уже у людей второй межледниковой эпохи, т. е. примерно
около полумиллиона лет тому назад. Под комплексной кинетической речью
понимается простейшая система передачи информации с использованием движений
тела. Эта форма общения очень близка к языку общения животных. С помощью
подобного языка первобытный человек мог проявить угрозу или расположение к
своему оппоненту, выразить свою обиду и возмущение, а также еще ряд простейших
состояний. Конечно, общение использовалось и в процессе совместного труда,
однако движения общения и движения, связанные с трудом, скорее всего, не имели
четкой дифференциации.
Дальнейший
этап в развитии речи был связан с постепенным отделением речевых движений от
трудовых действий и их специализацией в качестве средств общения, т. е.
превращением их в жесты. Подобное
разделение движений па речевые и трудовые было вызвано усложнением трудовой
деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык и ручная (кинетическая) речь.
Таким
образом, рука человека оказалась главным средством труда и общения. Ее
господство сохранялось на протяжении сотен тысяч лет, пока человек не стал
использовать для общения звук, а не жесты. Однако бесспорно, что на протяжении
всего этого времени рука человека получила максимальное развитие и стала
универсальным инструментом человека.
Переход
к собственно звуковой речи, вероятно, начался более 100 тысяч лет назад, в
четвертую ледниковую эпоху. Скорее всего, это было связано с развитием
производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность
в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо
более точно — в системе расчлененных понятий.
Этому требованию ручная речь уже не могла соответствовать, поэтому все более
стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков голоса.
Можно
предположить, что развитие голосовых звуков началось задолго до возникновения
потребности в общении с помощью звуков. Это происходило потому, что в процессе
общения жесты рук сопровождались определенными нечленораздельными голосовыми
восклицаниями. Постепенно речевые звуки развивались и становились все более
членораздельными. Со временем речевые звуки смогли взять на себя все те
функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить
дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на
новую ступень развития — на ступень звуковой членораздельной речи, что стало
подлинной революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том,
что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия.
Звуковая речь сразу не была столь совершенной, какой является
сейчас. Скорее всего, после своего возникновения звуковая речь длительное время
оставалась близкой, но своему содержанию к кинетической речи. Первоначально
слова, как и жесты рук, имели весьма общие, расплывчатые значения. Одно и то же
слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов.
Подобное явление получило название первобытного полисемантизма, или многозначности слов.
С
определенной уверенностью можно полагать, что первые слова заменяли целые
предложения. Вероятнее всего, что на первом этапе возникновения и развития
звуковой речи не было ни глаголов, ни существительных, ни других частей речи.
Поэтому первые речевые формы были весьма примитивны. В них не содержалось ни
скрытого смысла, ни контекста. Речь использовалась только для передачи
какой-либо информации и не была связана с передачей эмоционального состояния
говорящего. Затем под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова
не только приобретали более конкретное смысловое значение, но и
дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию
языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом.
Следующим
этапом развития речи явилось создание письменности.
Письменная речь, как и устная, в своем развитии пережила ряд этапов. Вначале
письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, а
позднее, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл
звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического
типа.
Таким
образом, человеческая речь, как и человеческое мышление, является продуктом
общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд
функций и заняла одно из самых
значимых мест в психической и социальной жизни человека.
Физиологические
основы речи
Развитие
органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим
развитием человека как вида. Одной из биологических предпосылок развития способности
произнесения членораздельных звуков служило наличие у человекоподобных предков
людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая
в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было
обусловлено целым рядом анатомических изменений: укорачиванием и расширением
нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в
подковообразную; развитием подбородочного выступа (являющегося местом
прикрепления некоторых мышц, задействованных в речевых движениях); уменьшением
клыков и др. Благодаря этим изменениям произошло увеличение свободной полости
рта, что, в свою очередь, обеспечило увеличение подвижности языка и возможность
более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых
связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.
Следует
отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы:
периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного
мозга, а к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.
![](file:///C:/DOCUME~1/Admin/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image002.jpg)
Рис.
13.2. Центральные органы речи (по В. В. Крамеру).
Именно здесь в левом полушарии
локализуется специфический слуховой центр речи — центр Вернике. При нарушении
деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова,
хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое явление
получило название сенсорной афазии. Поэтому мы с
полной уверенностью можем утверждать, что именно этот нервный центр
обеспечивает различение звуков речи. При этом следует отметить, что подобный
нервный центр отсутствует у животных, что еще раз доказывает справедливость
высказывания о том, что речь — это специфически человеческая функция.
Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры
— центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины
левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение
нормального функционирования данного центра выражается в том, что человек
теряет способность произносить слова – моторная афазия.
Теоретические
проблемы возникновения речи
В
настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся
объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том,
что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того,
является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе
развития человека.
Существуют
доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять
ее из множества звуков. Еще одним доказательством врожденности речи является
то, что стадии развития речи и их
последовательность у всех детей одинаковы. Причем эта последовательность
одинакова у всех детей независимо от того, где они родились и в условиях какой
культуры они развивались.
Однако,
как уже было отмечено, однозначного ответа на вопрос о происхождении речи не
существует. Споры и исследования по данной проблеме продолжаются.
Кроме
этого существует целый ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс
формирования речи. Среди наиболее известных из них находится теория
научения. Исходным
положением, на котором строится данная теория, является постулат о том, что
ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать. К важнейшим
формам способности подражать сторонники данного подхода относят способность
подражать звукам. Предполагается, что, получая положительное эмоциональное
подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков
человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического
построения. Таким образом, в рамках данной теории овладение речью сводится к
научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются
подражание и подкрепление.
Следующей
теорией, рассматривающей проблему формирования речи, является теория специфических
задатков. Ее автором является
Н. Хомский. Он утверждает, что в
организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки
к усвоению речи и ее основных атрибутов. Следующая наиболее известная и
популярная теория усвоения языка и формирования речи — когнитивная теория Ж. Пиаже.
Согласно данной теории, развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения
способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. По мнению
автора данной теории, детское спонтанное словотворчество является
подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности
перерабатывать информацию. Поэтому развитие речи связано с развитием мышления.
Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже
понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех
лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи.
Поскольку
речь зашла о взаимосвязи мышления и речи, нельзя не остановиться на
исследованиях, проводившихся Л. С.
Выготским. Мы уже говорили о значении речи для мышления и пришли к выводу о
том, что речь является инструментом мышления. Проблема взаимосвязи речи и
мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых.
Выготский внес существенный вклад в развитие данной проблемы. Он показал
значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его
теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление
превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все
признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет
развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Однако слово
— это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом
специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения,
слово уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно
сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную
особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается
единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства —
речевое мышление.
![](file:///C:/DOCUME~1/Admin/LOCALS~1/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image004.jpg)
|