В
структуре самосознания можно выделить: 1)
осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как
действующий субъект»); 2)
осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
3)
познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4)
эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким
образом, самосознание включает в себя: •
самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); •
самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе). Наиболее
известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом
и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов
человеческой психики. Юнг выделяет два
уровня самоотображения. Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так
и бессознательные процессы, и поэтому есть сак бы тотальная личность. Второй
уровень — форма продления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект,
сознательное «Я». Гуманистические
психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на
осуществление максимума потенциальных возможностей индивида. Мерилом
для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый
новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более
многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того,
каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе,
сложившихся на основе общения с ним окружающих. Для
самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как
личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь
поддерживать себя в трудных состояниях. В
структуре самосознания можно выделить 4 уровня: -
в непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание
психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний,
состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
-
в целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного
начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и
положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»; -
рефлексивный, интеллектуально-аналитический
уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов
личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ,
саморефлексия; - целенаправленно-деятельный уровень —
своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются
регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы
самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания,
самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения. Информационное
наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности:
уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и
интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия). В целом можно выделить три пласта
сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей
к себе (атрибутивная проекция). Отношение
к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1)
эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на
отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»); 2)
группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей
группе, он — хороший»); 3)
просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими
другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы
хотел, чтобы поступали с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов
(«Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с
богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому
человеку»). 3.
Взаимодействие сознания и подсознания В
зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих
из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону
ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим
поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования
некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов
показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты,
которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования.
Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются.
Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует
нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как
только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание
освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная
передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи,
опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание
привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и
обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.
Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои
мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной
обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы.
Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег,
профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут
быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения,
переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и
вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него
самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как
целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели
происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд
показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого
напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже
заболевания. Большая
часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но
в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его
словами — вербализовать. Выделяют: 1) подсознательное
— те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из
сознания, но могут потом прийти в сознание; 2)
собственно бессознательное —
такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится
сознательным. Фрейд
считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не
направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие,
против которых сознание воздвигает мощные барьеры. Человек
может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае
конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре мозга возникают
изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде
всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без
тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания
вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения
разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии,
такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных
условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние
человека, вплоть до развития психического заболевания. Для
исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий
фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок
внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать
психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее
воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он
сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей терапевтической
практики «психоанализа». Психоанализ
включает поиск скрытых очагов напряженности, возникающих при вытеснении
неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке
тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание),
вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение
системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью,
ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека.
Психоанализ — процедура длительная и требующая доверительного общения человека
с психоаналитиком. В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска
скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных
действий) и гармонизации внутреннего мира человека — метод ребёфинга. Для
вытеснения из сознания и удержания в подавленном заторможенном состоянии
«нежелательных переживаний» в области бессознательного тратится определенное
количество психической энергии, и чем больше таких «подавленных очагов», тем
более энергии отвлекается на эту блокировку, в результате чего человек может
испытывать некий недостаток энергии для своей жизнедеятельности, что
проявляется в неудовлетворительном психическом и физическом самочувствии, в
ослаблении активности и потере радости жизни, в увеличении проблем, конфликтов
и трудностей в жизни. Метод ребёфинга позволяет вскрыть и устранить «скрытые
очаги подавленных переживаний», освободить психическую энергию и интегрировать
эту энергию в текущую жизнедеятельность, получая заряд активности, энергии,
радости и наслаждения, великолепного самочувствия. Ребёфинг — это современный
метод самопомощи, он применяет определенную технику дыхания для того чтобы дать
человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме,
теле, эмоциях; в результате сознание человека узнает, что содержится в
подсознании, вскрывает «очаги подавления» и интегрирует, преобразует
подавленное (то, что человек делал как-то неправильно) в общее чувство
активности и хорошего самочувствия. Ребёфинг дает возможность разуму и телу
осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья,
эффективность деятельности, улучшить здоровье, обеспечить внутреннюю гармонию
личности. Нарушение
сознания Сознание дает
возможность человеку правильно отражать существующее, ориентироваться в нем,
предвидеть будущее и на этой основе путем практической деятельности
воздействовать на мир. Причинами нарушения
сознания могут быть: травмы мозга, интоксикации, кислородное голодание,
нарушение мозгового кровообращения, инфекционные, соматические заболевания. В клинической
практике различают две группы выраженных патологических состояний: помрачение и
выключение сознания.
Помрачение
сознания
полное или частичное забывание периода помраченного
сознания дезориентировка в месте, времени, окружающих лицах, (возможно и в
собственной личности), частичная или иная степень бессвязности мышления,
затруднение или невозможность восприятия. (Делирий,
онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознание, амбулаторный автоматизм)
|
Частичное
или полное выключение сознания затруднение (невозможность) воспринимать внешние
раздражители, не соправаждается психопатологическими феноменами такими,
как галлюцинации, бред, автоматизм. (Обнубиляци, сомноленция, оглушение, сопор, кома, обморок)
|
Делирий (делириозный синдром) проявляется
зрительными, нередко сноподобными галлюцинациями и многочисленными, в ряде
случаев фантастическими иллюзиями, выраженное двигательное возбуждение при
сохраненном сознании (кого-то ловит, защищается, пытается бежать). Выражение
лица беспрестанно меняется. Отмечается говорливость. Настроение изменчиво.
Воспоминание о делирии неполное. Профессиональный делирий (двигательное
возбуждение в форме каких-либо привычных однообразно повторяющихся действий,
в ряде случаев профессиональных.)
|
Обнубиляция —
легкое нарушение сознания. Сознание на несколько
секунд или минут как бы затуманивается, заволакивается легким облачком.
Ориентировка в окружающем и собственной личности не нарушается,
амнезии после болезненного расстройства не наступает
|
Онейроид (онейроидный синдром) –
сновидное, фантастически-бредовое помрачение сознания. При этом расстройстве
появляется наплыв непроизвольно возникающих ярких и фантастических
представлений (грёз), которые то полностью овладевают больным, и он не
замечает окружающего, то причудливо сочетаются с воспринимаемыми им
отдельными картинами окружающей обстановки. Постоянны кататонические
расстройства то с заторможенностью, то (реже) с возбуждением. Больные обычно
безмолвны, бездеятельны, почти неподвижны, с застывшим выражением лица, и
только взгляд, в котором возникает попеременно восторг, отрешённость, страх
или обращённое внутрь себя изумление, свидетельствует о том, что в этом
состоянии обездвиженности они являлись действующими лицами различных
фантастических событий: совершали опасные, полные приключений путешествия на
другие континенты или планеты, являлись свидетелями атомной войны, гибели
мира и т. п. В одних случаях эти рассказы отрывочны, в других – представляют
последовательное повествование. Нередко после делирия и онейроида у больных
остаётся твёрдая убежденность в том, что всё, что с ними происходило в период
расстройства сознания, было в действительности (резидуальный бред). Чаще
резидуальный бред исчезает спустя дни, недели, месяцы; реже, например, при
эпилепсии, может сохраняться на длительные периоды
|
Сомноленция
(сонливость). Это более длительное
(часы, реже дни) состояние, напоминающее дремоту. Ориентировка
при этом не нарушена. Чаще возникает на фоне интоксикации (отравление
алкоголем, снотворными и др.).
Оглушение сознания
— повышение порога чувствительности для всех
внешних раздражений. Восприятие и переработка
информации затруднены, больные равнодушны к окружающему,
обычно неподвижны. Оглушение бывает различной
степени выраженности и наблюдается при крупозном воспалении легких, перитоните,
нейроин-фекциях, при анемии, тифах и др.
|
Аменция (аментивный синдром) проявляется
растерянностью, бессвязностью мышления, речи. Больные дезориентированы в
месте, времени, окружающей обстановке и собственной личности. Воспоминаний о
периоде аменции не сохраняется, в связи с чем больные могут не привлекать к
себе внимания (так называемая простая форма). Если в этом состоянии больной
совершает непроизвольное блуждание (иногда продолжительное, несколько раз
меняя транспорт), говорят об амбулаторном автоматизме.
|
Сопор (сопорозная
бесчувственность). Это
глубокая степень оглушения. Больной обездвижен, у него не
удается вызвать ответных реакций за исключением болевой, реакции
зрачков на свет, конъюнктивальных и корне-альных рефлексов.
Наблюдается при тяжело протекающих инфекциях,
интоксикациях, тяжелой сердечно-сосудистой
декомпенсации.
|
Сумеречное
помрачение сознания Сочетание глубокой дезориентировки
в окружающем с сохранением взаимосвязанных действий и поступков,
сопровождается
галлюцинациям. Больной
производит впечатление человека, глубоко погруженного в свои мысли и отгороженного от окружающего. Иногда могут
развиваться галлю-цинаторно-бредовые состояния, больной в страхе бежит или нападает на мнимых врагов и и сильным аффектом страха, злобы, тоски, появляется стремление к
агрессивным действиям.
|
Кома (полное
выключение сознания). Глубокая
степень расстройства сознания. Больные не реагируют на окружающее,
даже на болевые раздражители, зрачки расширены, реакция на
свет отсутствует, нередко появляются патологические
рефлексы
|
Состояние
амбулаторного автоматизма Сюда относится сомнамбулизм,
лунатизм и транснарушения
сознания, при которых больной может совершать целенаправленные
действия, ездить на транспорте в дневное время, уезжать в другую местность. Состояние амбулаторного автоматизма так
же внезапно обрывается, как внезапно и неожиданно появилось. Если при
выходе из него больной оказывается в незнакомой обстановке, то он не может дать себе отчета в происшедшем.
|
Обморок - внезапная потеря сознания (спазм
сосудов головного мозга).
|
Контрольные вопросы: 1. Определение
сознания. 2. Структура
сознания. 3. Функции
сознания.
4. Патология
сознания.
|