Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Сознание как высшая ступень развития психики

В структуре самосознания можно выделить:

1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики.  Юнг выделяет два уровня самоотображения. Первый — субъект всей человеческой психики —  «самость»,  которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть сак бы тотальная личность. Второй уровень — форма продления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я».

Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

- в непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

- в целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

-  рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

-  целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека:

1) отношение к себе;

2) отношение к другим людям;

3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:

1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);

2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);

3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому человеку»).

3. Взаимодействие сознания и подсознания

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать.

Выделяют:

 1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

2) собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии, такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей терапевтической практики «психоанализа».

Психоанализ включает поиск скрытых очагов напряженности, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ — процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком. В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека — метод ребёфинга. Для вытеснения из сознания и удержания в подавленном заторможенном состоянии «нежелательных переживаний» в области бессознательного тратится определенное количество психической энергии, и чем больше таких «подавленных очагов», тем более энергии отвлекается на эту блокировку, в результате чего человек может испытывать некий недостаток энергии для своей жизнедеятельности, что проявляется в неудовлетворительном психическом и физическом самочувствии, в ослаблении активности и потере радости жизни, в увеличении проблем, конфликтов и трудностей в жизни. Метод ребёфинга позволяет вскрыть и устранить «скрытые очаги подавленных переживаний», освободить психическую энергию и интегрировать эту энергию в текущую жизнедеятельность, получая заряд активности, энергии, радости и наслаждения, великолепного самочувствия. Ребёфинг — это современный метод самопомощи, он применяет определенную технику дыхания для того чтобы дать человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле, эмоциях; в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаги подавления» и интегрирует, преобразует подавленное (то, что человек делал как-то неправильно) в общее чувство активности и хорошего самочувствия. Ребёфинг дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности, улучшить здоровье, обеспечить внутреннюю гармонию личности.

Нарушение сознания

Сознание дает возможность человеку правильно отражать существующее, ориентироваться в нем, предвидеть будущее и на этой основе путем практической деятельности воздействовать на мир.

Причинами нарушения сознания могут быть: травмы мозга, интоксикации, кислородное голодание, нарушение мозгового кровообращения, инфекционные, соматические заболевания.

В клинической практике различают две группы выраженных патологических состояний: помрачение и выключение сознания.

Помрачение сознания

полное или частичное забывание периода помраченного сознания дезориентировка в месте, времени, окружающих лицах, (возможно и в собственной личности), частичная или иная степень бессвязности мышления, затруднение или невозможность восприятия. (Делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознание, амбулаторный автоматизм)

 

Частичное или полное выключение сознания затруднение (невозможность) воспринимать внешние раздражители, не соправаждается психопатологическими феноменами такими, как  галлюцинации, бред, автоматизм. (Обнубиляци, сомноленция, оглушение, сопор, кома, обморок)

  Делирий (делириозный синдром) проявляется зрительными, нередко сноподобными галлюцинациями и многочисленными, в ряде случаев фантастическими иллюзиями, выраженное двигательное возбуждение при сохраненном сознании (кого-то ловит, защищается, пытается бежать). Выражение лица беспрестанно меняется. Отмечается говорливость. Настроение изменчиво. Воспоминание о делирии неполное. Профессиональный делирий (двигательное возбуждение в форме каких-либо привычных однообразно повторяющихся действий, в ряде случаев профессиональных.)

 

Обнубиляция легкое нарушение сознания. Со­знание на несколько секунд или минут как бы затума­нивается, заволакивается легким облачком. Ориенти­ровка в окружающем и собственной личности не нарушается, амнезии после болезненного расстройства не наступает

 

  Онейроид (онейроидный синдром) – сновидное, фантастически-бредовое помрачение сознания. При этом расстройстве появляется наплыв непроизвольно возникающих ярких и фантастических представлений (грёз), которые то полностью овладевают больным, и он не замечает окружающего, то причудливо сочетаются с воспринимаемыми им отдельными картинами окружающей обстановки. Постоянны кататонические расстройства то с заторможенностью, то (реже) с возбуждением. Больные обычно безмолвны, бездеятельны, почти неподвижны, с застывшим выражением лица, и только взгляд, в котором возникает попеременно восторг, отрешённость, страх или обращённое внутрь себя изумление, свидетельствует о том, что в этом состоянии обездвиженности они являлись действующими лицами различных фантастических событий: совершали опасные, полные приключений путешествия на другие континенты или планеты, являлись свидетелями атомной войны, гибели мира и т. п. В одних случаях эти рассказы отрывочны, в других – представляют последовательное повествование. Нередко после делирия и онейроида у больных остаётся твёрдая убежденность в том, что всё, что с ними происходило в период расстройства сознания, было в действительности (резидуальный бред). Чаще резидуальный бред исчезает спустя дни, недели, месяцы; реже, например, при эпилепсии, может сохраняться на длительные периоды

Сомноленция (сонливость). Это более длительное (часы, реже дни) состояние, напоминающее дремоту. Ориентировка при этом не нарушена. Чаще возникает на фоне интоксикации (отравление алкоголем, снотворными и др.).

 

 

Оглушение сознания — повышение порога чувстви­тельности для всех внешних раздражений. Восприятие и переработка информации затруднены, больные равнодуш­ны к окружающему, обычно неподвижны. Оглушение бывает различной степени выраженности и наблюдается при крупозном воспалении легких, перитоните, нейроин-фекциях, при анемии, тифах и др.

 

 

   Аменция (аментивный синдром) проявляется растерянностью, бессвязностью мышления, речи. Больные дезориентированы в месте, времени, окружающей обстановке и собственной личности. Воспоминаний о периоде аменции не сохраняется, в связи с чем больные могут не привлекать к себе внимания (так называемая простая форма). Если в этом состоянии больной совершает непроизвольное блуждание (иногда продолжительное, несколько раз меняя транспорт), говорят об амбулаторном автоматизме.

 

 

Сопор (сопорозная бесчувственность). Это глубокая степень оглушения. Больной обездвижен, у него не удает­ся вызвать ответных реакций за исключением болевой, реакции зрачков на свет, конъюнктивальных и корне-альных рефлексов. Наблюдается при тяжело про­текающих инфекциях, интоксикациях, тяжелой сердеч­но-сосудистой декомпенсации.

 

Сумеречное помрачение сознания      Сочетание глубокой дезориентировки в окружающем с сохранением  взаимосвязанных действий и поступков, сопровожда­ется галлюцинациям. Больной производит впечатление челове­ка, глубоко погруженного в свои мысли и отгороженно­го от окружающего. Иногда могут развиваться галлю-цинаторно-бредовые состояния, больной в страхе бе­жит или нападает на мнимых врагов и и сильным аффектом страха, злобы, тоски, появляется стремление к агрессивным действиям.

Кома (полное выключение сознания). Глубокая сте­пень расстройства сознания. Больные не реагируют на окружающее, даже на болевые раздражители, зрачки рас­ширены, реакция на свет отсутствует, нередко появля­ются патологические рефлексы

Состояние амбулаторного автоматизма Сюда относится сомнамбулизм, лунатизм и транснарушения сознания, при которых боль­ной может совершать целенаправленные действия, ездить на транспорте в дневное время, уезжать в другую мест­ность. Состояние амбулаторного автоматизма так же вне­запно обрывается, как внезапно и неожиданно появилось. Если при выходе из него больной оказывается в незнако­мой обстановке, то он не может дать себе отчета в проис­шедшем.

 

Обморок - внезапная потеря сознания (спазм сосудов головного мозга). 

 

Контрольные вопросы:

1.     Определение сознания.

2.     Структура сознания.

3.     Функции сознания.

4.     Патология сознания.

Категория: Психология | Добавил: Liliya (22.09.2013)
Просмотров: 690 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]