Мини-чат
500

Курс лекций

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология

Сознание как высшая ступень развития психики


5.

Сознание как высшая ступень развития психики

Понятие сознания является одним из центральных в психоло­гии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взгля­дов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в много­численной психологической, психиатрической, кибернетической, фи­зиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю разви­тия психологической науки проходят исследования в области дан­ной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные тео­рии о проблемах сознания и бессознательного.

К. Юнг в книге «Сознание и бессознательное» рассматривает отношение между «эго» и бессознательным, понятия коллективно­го бессознательнго, инстинкта.

В книге А.Г. Спиркина «Сознание и самосознание» анализиру­ется проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, поче­му именно не уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.

С.Л. Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание» пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начи­нается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъек­том выступает объективное содержание предмета».

На вопрос «Что такое сознание?» вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сло­жен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в об­ласти явлений сознания нет закономерностей и что оно непозна­ваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах психологии, вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Приведем одно из определений сознания, которое дал советский психолог Г. Спиркин: «Сознание — это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творче­ском преобразовании действительности, в предварительном мысли­тельном построении действий и предвидении их результатов, в ра­зумном регулировании и самоконтролировании поведения чело­века».

Психика присуща как человеку, так и животным, и характеризу­ется различными уровнями.

Высший уровень психики, свойствен­ный человеку, — это сознание. У животных психика базируется на рефлексах.

Сознание — высший уровень отражения действительности, про­являющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать реше­ния и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Человеческое сознание — это совокупность знаний об окружа­ющем мире, это способность мыслить.

Вне социальной среды, вне общества нет личности, нет созна­ния. Без ясного сознания, как определенное состояния мозга, не­возможна психическая деятельность.

Сознание имеет активный характер и неразрывно связано с деятельностью, речью.

Важную роль среди различных свойств сознания играет его ориентирующее качество. Здоровый психически человек способен ориентироваться в месте, времени, окружающей обстановке, соб­ственной личности. При патологии это свойство сознания нару­шается.

В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у раз­ных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:

1.  Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающе­го мира, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства вещей — от них самих.

2.  Способен увидеть себя, находящимся в определенном месте пространства и в определенной точки временной оси, связыва­ющей настоящее, прошлое и будущее.

3.  Способен увидеть себя в определенной системе отношений с

другими людьми.

4.  Способен устанавливать адекватные причинно-следственные от­ношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

5.  Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намере­ниях и желаниях.

6.  Знает особенности своей индивидуальности и личности.

7.  Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты

и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению

преднамеренных произвольных действий.

Все эти признаки противопоставляются противоположным чер­там неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

Обязательным условием формирования и проявления всех ука­занных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. «Язык — особая объективная система, в которой запечатлен об­щественно-исторический опыт или общественное сознание, — как отметил А.В. Петровский — Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием». Из струк­туры должны быть выводимы важнейшие функции и свойства.

Переведем этот принцип на рассматриваемый вопрос. Обратим­ся к структуре сознания. Одно из первых представлений о струк­туре сознания ввел 3. Фрейд. Его иерархическая структура выгля­дит следующим образом; подсознание-сознание-сверхсознание, и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необ­ходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсозна­ние и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и созна­ния для бытия, развивавшаяся Л.С. Выгодским. Можно предполо­жить, что это единое сознание, в котором существует два слоя: бытийный и рефлекторный. Что входит в эти слои? А.Н Леонтьев выделил три основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н.А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную струк­туру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл. Все компоненты пред­лагаемой структуры уже являются объектами научного исследова­ния (см. рис. ).

 

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком — это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализация нужного образа и двигательной програм­мы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира. На рефлективном слое происходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со значением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом.

Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему на­блюдателю и некоторым формам регистрации и анализа. Чувствен­ная ткань и смысл лишь частично доступны самонаблюдению. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятель­ности, поступки, отчеты о самонаблюдении.

Функции сознания:

— познание;

— переживание;

— отношение к миру, людям:

— регулирование поведения, деятельности.

Основные характеристики сознания:

1. Самосознание, или индивидуальное сознание, — это созна­ние конкретно взятого человека, с помощью которого он исследу­ет самого себя, осознает собственный окружающий мир, производит самооценку своих поступков и себя самого в целом, осознает соб­ственное положение в системе общественных и производственных отношений.

2. Общественное сознание это отражение общественного бытия. Оно включает в себя политические, философские, правовые взгляды, моральные нормы, научные знания, межличностные отно­шения, отношения к окружающим людям. Общественное сознание влияет на индивидуальное, на его развитие.

3. Низший уровень сознания бессознательное. Это сово­купность психических процессов, актов, состояний, когда человек не дает себе отчета. Утрачивается ориентировка во времени, месте, нарушается речевое регулирование поведения. Это психологиче­ское явление может быть во сне. Бессознательные процессы в орга­низме: работа почек, печени, сердца, пищеварительные процессы.

4. Автоматизированные навыки движения, бывшие в про­шлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировав­шиеся (и поэтому стали неосознанные).

Примеры: процесс рабочих операций, ходьба, бег, езда на ве­лосипеде.

Различают следующие параметры сознания: центр, периферия, поле (объем), порог и непрерывность потока.

Центр сознания — совокупность элементов объективной реаль­ности, осознающихся наиболее четко.

Периферию составляет то, что осознается менее отчетливо, смутно. Всё вместе образует объем, или поле, сознания. Порогом сознания служит тот его функциональный уровень, ниже которого явления объективной реальности не осознаются. Непрерывность потока сознания означает, что настоящее в сознании проистекает из сознательного опыта прошлого.

В клинической практике применяется критерий ясности созна­ния (правильная ориентировка в месте, времени и собственное отличие).

Согласно Ясперсу, признаками неясного (помраченного) созна­ния являются:

1)  отрешенность от реального мира (неотчетливость или невоз­можность воспринимать окружающее);

2) дезориентировка в месте, времени, ситуации, собственной лич­ности;

3) нарушение процессов мышления (бессвязность или невозмож­ность суждений);

4)  частичная или полная амнезия.

Сохранность сознания, его развитие определяются интегративной деятельностью головного мозга с ведущим значением коры больших полушарий и второй сигнальной системы.

Физиологической основой центра сознания И.П. Павлов считал оптимальный очаг возбуждения в коре головного мозга, постоянно изменяющийся по форме, величине и локализации. В настоящее время доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания.

В процессе онтогенеза различают этапы формирования сознания, отражающие уровень созревания мозговых структур, психофизиологи­ческих функций человека, его общественно-социальных отношений.

У детей до года - «бодрствующее» сознание, отражающее уро­вень активности и формирования восприятия и реакций на окру­жающую среду. В возрасте 2-3 лет отмечается «предметное» со­знание, предусматривающее непосредственное познание, овладение, манипуляцию с предметами и объектами. Однако в это время ребенок еще не выделяет себя из окружающей среды, он начинает употреблять местоимение «я», узнавать себя в зеркале и на фото­графии. Чуть позже отмечается половая идентификация, т.е. осоз­нание и отнесение себя к определенному полу.

В пре - и пубертатном возрасте происходят аутопсихическая ори­ентировка, осознание и познание своего психического «я», начи­нает формироваться коллективное сознание.

В возрасте 16-22 лет формируется общественное, высшее со­циальное 

Категория: Психология | Добавил: Liliya (22.09.2013)
Просмотров: 3226 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]